Дело № 2-201/2014 г.
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    10 сентября 2014года
 

    с. Лопатино
 

    Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
 

    председательствующего судьи Осиповой Т.В.,
 

    при секретаре Кочкаровой Т.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по заявлению администрации Даниловского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Администрация Даниловского сельского совета Лопатинского района Пензенской области обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование своих требований, что на территории Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области находятся бесхозяйные объекты недвижимого имущества: биотермическая яма шириной 3,0м, глубиной 10,0м, расположенная в <адрес> в 500 м на север от животноводческих помещений ГУП «Петровская селекционно-опытная станция», кадастровый номер №, и биотермическая яма шириной 3,0м, глубиной 10,0м, расположенная в <адрес> в 500 м на север от животноводческих помещений ГУП ОПХ «Даниловское», кадастровый номер №. Администрация сельсовета обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке данных объектов на учет как бесхозяйного имущества. Указанные объекты были приняты на учет как бесхозяйные, о чем сделаны соответствующие записи о регистрации. С момента постановки на учет бесхозяйного имущества прошло шесть лет, собственник данных объектов до настоящего времени неизвестен. На указанные объекты недвижимости- биотермические ямы - в течение шести лет не предъявлялось каких-либо требований и не совершалось никаких действий, подтверждающих принятие его во владение, пользование, распоряжение. Просит признать право муниципальной собственности за администрацией Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области на указанные бесхозяйные объекты недвижимости.
 

    В судебное заседание представитель администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области, Департамента государственного имущества Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
 

    Заслушав представителя заинтересованного лица администрации Лопатинского района Пензенской области Климова А.В., действующего на основании доверенности, и полагавшего, что в силу положений ст. 225 ГК РФ требования администрации Даниловского сельсовета подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает заявление администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Как усматривается из материалов дела на территории Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области находятся две биотермические ямы.
 

    В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
 

    Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Вместе с тем Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления.
 

    Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
 

    Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

    Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
 

    В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
 

    В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
 

    Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Заявление администрации Даниловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости: биотермическую яму шириной 3,0м, глубиной 10,0м, расположенную в <адрес>, кадастровый номер №, и биотермическую яму шириной 3,0м, глубиной 10,0м, расположенную в <адрес>, кадастровый номер № оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
 

    Председательствующий: Т.В. Осипова