РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    город Приморско-Ахтарск 03 сентября 2014 года
 

    Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
 

    судьи Кучуковой Н.В.,
 

    с участием прокурора Немтинова А.В.,
 

    при секретаре Качановой О.Д.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании устранить нарушения,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании устранить нарушения, мотивируя его тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района совместно с ОНД Приморско-Ахтарского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, по результатам которой были выявлены нарушения.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
 

    Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
 

    создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
 

    создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
 

    оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
 

    организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
 

    принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
 

    включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
 

    оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
 

    установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
 

    В силу требований ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
 

    Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
 

    Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
 

    1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
 

    2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения" пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
 

    3)     разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
 

    4)     разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
 

    5)     установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
 

    6)     обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
 

    7)     обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
 

    8)     организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
 

    9)     социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
 

    Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на территории поселения не в полном объеме организовано обучение населения мерам пожарной безопасности (не предоставлены копии удостоверений о прохождении пожарно-технического минимума, не представлены программы по которым проводится обучение, утвержденные и согласованные в установленном порядке); не в полном объеме организовано целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
 

    В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
 

    В нарушение вышеуказанного требования территории населенных пунктов в пределах поселения не оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара.
 

    В нарушение требований пунктов 55, 61 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, не все сети противопожарного водопровода находятся в исправном состоянии и обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (не предоставлены списки гидрантов, пожарных водоемов и акты их работоспособности); у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не везде установлены соответствующие указатели месторасположения, отсутствуют объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На указателях отсутствуют четко нанесенные цифры, указывающие конкретное расстояние до водоисточника.
 

    Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
 

    Согласно п. 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
 

    В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    Как установлено в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» аналогично предусмотрено, что органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
 

    В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
 

    Как следует из вышеизложенного отсутствие средств оповещения и информирования населения является нарушением не только требований законодательства о пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях, гражданской обороне, а также законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
 

    Таким образом, вышеуказанные нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасное нахождение на территории поселения.
 

    В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав являются: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

    На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ вышеизложенные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределённого круга лиц.
 

    В судебном заседании прокурор Немтинов А.В. исковые требования уточнил, отказавшись от требований в части обязания администрацию Свободного сельского поселения организовать обучение населения мерам пожарной безопасности (предоставить копии удостоверений о прохождении пожарно-технического минимума), организовать целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения, привести в исправное состояние сети противопожарного водопровода поселения, а также обеспечить их необходимое количество, установить по направлению к гидрантам и водоемам соответствующие установленным требованиям указатели их месторасположения.
 

    Просит суд обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района представить программы, по которым проводится обучение населения мерам пожарной безопасности, утвержденные и согласованные в установленном порядке, оборудовать территории населенных пунктов поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара. Решение суда исполнить до 31.12.2014 года со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Ответчик – глава администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Хлапов О.Ю., уточненные исковые требования признал и суду пояснил, что администрацией Свободного сельского поселения принимаются все возможные меры к устранению выявленных проверкой нарушений.
 

    Выслушав прокурора, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит уточненные исковые требования прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
 

    Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
 

    создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
 

    создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
 

    оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
 

    организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
 

    принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
 

    включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
 

    оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
 

    установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
 

    Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Приморско-Ахтарского района совместно с ОНД Приморско-Ахтарского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, по результатам которой были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности (не представлены копии удостоверений о прохождении пожрано-технического минимума, не представлены программы по которым проводится обучение, утвержденные и согласованные в установленном порядке, не организовано целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения, не оборудована территория населенных пунктов поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара, не приведены в исправное состояние сети противопожарного водопровода поселения, а также не обеспечено их необходимое количество, не установлены по направлению к гидрантам и водоемам соответствующие установленным требованиям указатели их местоположения.
 

    В настоящее время администрацией Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявленные нарушения частично устранены, а именно: организовано обучение населения мерам пожарной безопасности (предоставлены копии удостоверений о прохождении пожарно-технического минимума, организовано целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения, приведены в исправное состояние сети противопожарного водопровода поселения, а также обеспечено их необходимое количество, установлены по направлению к гидрантам и водоемам соответствующие установленным требованиям указатели их месторасположения.
 

    В силу требований ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
 

    Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
 

    Как следует из вышеизложенного, отсутствие средств оповещения и информирования населения является нарушением не только требований законодательства о пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях, гражданской обороне, а также законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
 

    Таким образом, вышеуказанные нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасное нахождение на территории данного сельского поселения, что является основанием для предъявления иска прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
 

    Поэтому уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Уточненные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании устранить нарушения, удовлетворить.
 

    Обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района в срок до 31.12.2014 года, со дня вступления решения в законную силу, устранить следующие нарушения:
 

    -представить программы, по которым проводится обучение населения мерам пожарной безопасности, утверждённые и согласованные в установленном порядке;
 

    -оборудовать территории населённых пунктов поселения средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации, пожара.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Судья: Н.В.Кучукова