Дело 2-152/ 2014г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    п.гт. Санчурск. 27 августа 2014г.
 

        Санчурский районный суд Кировской области в составе:
 

    председательствующего судьи Швецовой Н.А.,
 

    с участием и.о. прокурора Санчурского района Маклыгиной Т.В.,
 

    при секретаре Левашовой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Санчурского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «…» с требованием совершить определенные действия,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Санчурского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «…» с требованием разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора № 4333 и № 5167 д. ….
 

    Требования мотивировали тем, что прокуратурой Санчурского района в ходе проверки соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные водные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлено, что ОАО «…» осуществляет пользование подземными источниками водоснабжения - артезианскими скважинами № 4333 д. … и № 5167 д. …, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
 

    Указанные источники питьевого водоснабжения находятся в собственности ОАО «…» и состоят на балансе предприятия. В настоящее время артезианские скважины используются на постоянной основе, ни одна из них не затомпонирована, скважины пригодны для использования в целях водоснабжения населения.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
 

    В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
 

    Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
 

    Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
 

    Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
 

    Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
 

    В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ОАО «…» не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в установленном порядке не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны. Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым.
 

    Бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
 

    В связи с изложенным, просит суд обязать ОАО «…» разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов: № 4333 и № 5167 д. ….
 

    В судебном заседании и.о. прокурора Санчурского района Маклыгина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
 

    Ответчик директор ОАО «…» Пузаткин А.Ю, исковые требования не признал и показал, что для исполнения решения суда необходимо значительное время.
 

    Вызванные в суд в качестве третьих лиц представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области и Департамента экологии и природопользования Кировской области в суд не явились, выслали заявления о рассмотрении дела без их участия. Исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.
 

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Санчурского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В суде установлено и не оспаривается ответчиком, что прокуратурой Санчурского района в ходе проверки соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные водные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлено, что ОАО «…» осуществляет пользование подземными источниками водоснабжения - артезианские скважины № 4333 и № 5167 д. …, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
 

    Указанные источники питьевого водоснабжения находятся в собственности ОАО «…» и состоят на балансе предприятия. В настоящее время артезианские скважины используются на постоянной основе, ни одна из них не затомпонирована, скважины пригодны для использования в целях водоснабжения населения.
 

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Аналогичные гарантии установлены гражданам в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
 

    Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного Кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
 

    Часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ устанавливает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
 

    В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
 

    В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
 

    Согласно п. 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
 

    В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
 

    Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
 

    Согласно п.1.11 Правил для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
 

    В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
 

    Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
 

    Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
 

    В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ОАО «…» не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (артезианских скважин), в установленном порядке не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны. Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым.
 

    Бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление прокурора Санчурского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
 

    Вместе с тем, учитывая, что для исполнения решения суда требуется значительное время суд в соответствии со ст. 204 ГПК РФ считает возможным установить срок исполнения решения суда до 1 апреля 2014 года.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Санчурского района – удовлетворить.
 

    Обязать ОАО «…» разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора № 4333 и № 5167 д. … в срок до 1 апреля 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Санчурский районный суд.
 

    Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2014 г.
 

    Судья Швецова Н.А.