Решение по административному делу

Дело № 4-179/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

о назначении административного наказания
 

16 октября 2014 года г. Мезень Архангельскойобласти
 

    Мировой судья судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Мезень, пр. Советский, д.70-а, А.А. Буравенков, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации муниципального образования «Мезенский район», основной государственный регистрационный номер <НОМЕР>, юридический адрес: 164750, <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Согласно материалам дела, юридическое лицо - администрация муниципального образования «Мезенский район» /далее по тексту - администрация МО «Мезенский район»/, расположенное по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, <ДАТА2> допустило совершение административного правонарушения, заключающегося в невыполнении администрацией мероприятий в области гражданской обороны.
 

    При рассмотрении дела законный представитель юридического лица администрации МО «Мезенский район» <ФИО1> и защитник <ФИО2> с данными, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласились, указали, что на момент проведения проверки документы уполномоченному должностному лицу <ФИО3> в полном объеме не были представлены, в настоящее время мероприятия, указанные в качестве нарушений, в области гражданской обороны ведутся, с учетом тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица просили назначить наказание в виде административного штрафа ниже минимального размера санкции.
 

    Выслушав законного представителя юридического лица администрации МО «Мезенский район» <ФИО1>, защитника <ФИО4>, изучив и исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, юридические лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    Как установлено в судебном заседании, Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <АДРЕС> области на основании распоряжения от 12 августа 2014 года №37 в администрации МО «Мезенский район», расположенной по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС> проводилась проверка соблюдения обязательных требований законодательства в области гражданской обороны. С указанным распоряжением, полученным администрацией 21 августа 2014 года, в котором указано на необходимость представления документов в области гражданской обороны, был проинформирован глава администрации МО «Мезенский район» <ФИО5> 23 сентября 2014 года (л.д. 12-15).
 

    По результатам проведения проверки соблюдения требований в области гражданской обороны 25 сентября 2014 года в 17 часов 15 минут в администрации МО «Мезенский район» было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года №804, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 №379, Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 года №841, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года №687, Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного Приказом МЧС России от 16.02.2012 года №70дсп, Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 года №285, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 года №993, Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 13.11.2006 года №646, Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых органами местного самоуправления, утвержденных приказом МЧС России от 23.03.2012 года, Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной Приказом МЧС России от 03.04.2005 года №125, Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 24.04.2013 года №284, Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 года №999, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583, Порядка содержанияи использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 года №575, Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 года №1544-р, Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России №442, Мининформсвязи России №90, Минкультуры России №376 от 25.07.2006 года, СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения от 24.12.2002 года: 1) План гражданской обороны (далее - план ГО) не заполнен, данные не уточняются в соответствие с установленными требованиями законодательства РФ. В плане ГО не определены объемы, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные в степени готовности при переводе её с мирного на военное время и в ходе её ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствуют приложения к плану ГО. 2) Не создана объективная эвакуационная комиссия. Не разработано и не утверждено положение об эвакуационной комиссии. 3) Не определена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы ГО), исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения. Не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит учет средств радиационной и химической защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. Не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам, входящим в состав аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Не осуществляется накопление СИЗ в запасах (резервах): для работников, входящим в состав аварийно-спасательных формирований и спасательных служб - противогазы из расчета на 100% от общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. 4) Перечень объектов, подлежащих маркировке не конкретизирован, отсутствует перечень зданий и сооружений подлежащих маркировке. Не разработан план осуществления комплексной маскировки администрации МО «Мезенский район». Не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки. 5) Не осуществлено обучение: работников администрации МО «Мезенский район» в области гражданской обороны, личного состава формирований и служб администрации МО «Мезенский район», руководителя муниципального образования «Мезенский район», руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в администрации МО «Мезенский район», председателя комиссии по повышению устойчивости, руководителя эвакуационного органа администрации МО «Мезенский район», руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований, руководителей занятий по гражданской обороне в администрации МО «Мезенский район». Не разработаны рабочие программы обучения работников администрации МО «Мезенский район» в области гражданской обороны. Не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения личного состава формирований и служб администрации МО «Мезенский район», а также работников администрации МО «Мезенский район» в области гражданской обороны. Не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне. 6) Не разработаны и не реализованы в мирное и военное время инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, в том числе в проектах строительства. Не спланированы и не подготовлены аварийно-спасательные и другие неотложные работы на объектах экономики, продолжающих работу в военное время. Заблаговременно не созданы запасы материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса. Не создан страховой фонд документации. Не проводятся мероприятия по повышению эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них своевременных средств поражения. 7) Не создана (не совершенствуется) система оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 8) Главой МО «Мезенский район» не определены: состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (далее по тексту НАСФ). Не разработан план действия НАСФ. Не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ. Состав, структура и оснащение НАСФ не согласованы с территориальными органами МЧС России. НАСФ не укомплектованы личным составом, не оснащены специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Не осуществляется подготовка и обучение НАСФ. Не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне. Не определен порядок взаимодействия, привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием. 9) Не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их техническим систем (убежища, противорадиационные укрытия по адресам: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>. 10) Не создана или не поддерживается в постоянной готовности локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях, местная система оповещения технически и программно не сопряжена с системами оповещения других уровней (федерального, межрегионального, регионального, муниципального уровня). 11) Администрацией МО «Мезенский район» не создано противопожарных формирований, как организацией, продолжающей деятельность в военное время в составе сил гражданской обороны. Не спланированы действия противопожарного формирования и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны. Не определен порядок взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием. Противопожарные формирования не оснащены современными техникой и оборудованием. 12) Не создано постов радиационного, химического и биологического наблюдения, команд и групп радиационной, химической и биологической защиты и разведки. Не обеспечены силы гражданской обороны средствами радиационного, химического и биологического контроля. Не определен порядок взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны.    
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 25 сентября 2014 года, с которыми были ознакомлены и.о. главы администрации МО «Мезенский район» <ФИО6> и консультант отдела по делам ГО, ЧС и мобилизационной работе <ФИО7>, возражений от последних по существу выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, по акту проверки не поступило. <ФИО6> при составлении протокола об административном правонарушении возражений также не представила (л.д. 5-11, 16-22).
 

    В судебном заседании установлено, что планы и другие документы, указанные в качестве нарушений в протоколе, не представленные при проведении проверки, также отсутствуют, либо не соответствуют предъявляемых к ним требованиям, и на момент рассмотрения дела, что свидетельствует о невыполнении должным образом и предусмотренных законодательством, указанных в протоколе норм, обязанностей администрации МО «Мезенский район» в области гражданской обороны.
 

    Само по себе распоряжение и проводимые мероприятия по контролю, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оформлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями закона, не требующего выявления административного правонарушения лишь по окончании срока проверки, а, наоборот, в момент, когда они были выявлены, что не противоречит требованиям Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне». В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправ-ления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктом 23 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местногосамоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
 

    Анализ действующего законодательства свидетельствует, что соблюдение требований гражданской обороны относится к компетенции и администрации МО «Мезенский район».
 

    Оценивая в совокупности доказательства, установленные при рассмотрении данного дела, мировой судья квалифицирует совершенное юридическим лицом администрацией МО «Мезенский район» административное правонарушение, как невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусмотренное ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
 

    Ответственность за совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», мировой судья, в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, признает принятие мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства в области гражданской обороны.
 

    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», мировой судья, в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, не усматривает.
 

    С учетом характера правонарушения, совершенного юридическим лицом администрацией «Мезенский район», обстоятельств его совершения, данных о его имущественном и финансовом положении, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и в тоже время наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», принимая во внимание требования, предусмотренные ст.ст.1.2, 2.10, 3.1, 3.5 и 4.1-4.3 КоАП РФ, а также то, что совершенное администрацией МО «Мезенский район» правонарушение направлено против обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, при этом несоблюдение требований в области гражданской обороны может создать угрозу жизни и здоровью граждан, а, поэтому, при указанных обстоятельствах и в целях предупреждения совершения в будущем аналогичных правонарушений не может являться малозначительным, нахожу необходимым применить юридическому лицу администрации МО «Мезенский район» административное наказание в виде административного штрафа.
 

    Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 года <НОМЕР>, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.
 

    Как следует из представленных в судебном заседании законным представителем юридического лица <ФИО1> документов дефицит бюджета муниципального района составляет 29933703 рубля 84 копейки.
 

    В связи с этим, назначение административного штрафа даже в минималь-ном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, что составляет 100000 рублей, мировой судья, считает чрезвычайно суровым, который может привести к нарушению прав других граждан, в том числе, невыполнению социальных программ, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 года №4-П, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения администрации МО «Мезенский район» административного штрафа в размере 30000 рублей.
 

    Руководствуясь ст.ст.20.7 ч.2, 23.1, 29.5-29.11 КоАП РФ, мировой судья    
 

П О С Т А Н О В И Л:
 

    Юридическое лицо администрацию муниципального образования «Мезенский район» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
 

    Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: ИНН 2901129780, КПП 290101001, получатель - УФК по Архангельской области (Главное управление МЧС России по Архангельской области), р/с 40101810500000010003 в Отделении Архангельска, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, КБК 17711609000016000140. Предупредить юридическое лицо администрацию МО «Мезенский район», в лицеглавы <ФИО5>, что указанный административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Копия документа об уплате назначенного штрафа в указанный срок должна быть направлена в судебный участок для сведения. В виду невозможности уплаты штрафа вследствие тяжелого финансового и имущественного положения, подтвержденного соответствующими документами, юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, как указано выше, может ходатайствовать перед мировым судьей о предоставлении срока отсрочки или рассрочки исполнения данного постановления в силу ст.31.5 КоАП РФ. В противном случае, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, будет принято решение о привлечении юридического лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии непосредственно в Лешуконский районный суд Архангельской области или через мирового судью судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области. Мировой судья А.А.Буравенков