Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

№ 2 – 47/2014
 

    с. Армизонское                          с. Армизонское                          08 июля 2014 года
 

        Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
 

    председательствующего федерального судьи И.В. Засядко,
 

    с участием заместителя прокурора Армизонского района Сиберт Л.А.,
 

    представителей ответчиков Правительства Тюменской области ФИО11 и администрации Армизонского муниципального района Тюменской области ФИО13
 

    при секретаре М.В.Григорьевой,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Армизонского района Тюменской области в интересах Калинина Александра Вячеславовича к Правительству Тюменской области об обязании предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Армизонского района Тюменской области, администрации Армизонского муниципального района об обязании заключить с Калининым Александром Вячеславовичем договор найма на жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Армизонского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Прокурор Армизонского района Тюменской области обратился в суд в интересах Калинина А.В. с иском к Правительству Тюменской области об обязании предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории <адрес>, администрации Армизонского муниципального района об обязании заключить с Калининым Александром Вячеславовичем договор найма на жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес>, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м. Исковые требования прокурора мотивированы тем, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей - сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Калинин А.В. жильем не обеспечен.
 

    В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал.
 

    Истец Калинин А.В. настаивает на удовлетворении иска прокурора, уточнив, что до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
 

    Представители ответчиков - администрации Армизонского муниципального района Швецов В.Н., действующий на основании доверенности, и <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, она же представитель сектора по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес>, исковые требования не признали, указав, что удовлетворение требований прокурора о предоставлении Калинину А.В. жилого помещения повлечет нарушение прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет ранее истца, что недопустимо и повлечет нарушение конституционных прав и свобод других граждан.
 

        Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования законными, и представителя сектора по опеке, попечительству и охране прав детства, о необоснованности заявленных требований, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    В судебном заседании установлено следующее.
 

    Калинин А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о рождении истца (л.д. 11,14).
 

    Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Калинина Александра Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д.27-29).
 

    ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.15,16).
 

    На основании приказа председателя комитета по образованию администрации объединенного муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначена опекуном над несовершеннолетним Калининым Александром Вячеславовичем,ДД.ММ.ГГГГ г.р.(л.д.22).
 

    Из материалов дела следует, что Калинин А.В.ДД.ММ.ГГГГ получил диплом о начальном профессиональном образовании (л.д.19).
 

    Приказом заведующего сектором по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> Департамента социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения Армизонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Калинин А.В. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Армизонского муниципального района (л.д.23,24,30-31).
 

    В настоящее время Калинин А.В. зарегистрирован на территории <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 12).
 

    Данное обстоятельство ответчиками не опровергнуто, сведениями о снятии истца с учета подлежащих обеспечению жилыми помещениями суд не располагает, доказательств обратного суду не представлено.
 

        Согласно справке <адрес> отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Калининым А.В.ДД.ММ.ГГГГ.р., какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 33).
 

    Информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Калинина А.В., ДД.ММ.ГГГГр., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствует (л.д.32).
 

    Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Пунктами «ж», «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Согласно статье 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    С учетом установленных судом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд пришел к выводу о принадлежности Калинина А.В. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, уполномоченным органом на ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении указанной категории граждан жилых помещений и заключению с ними договоров найма специализированных жилых помещений является Департамент социального развития Тюменской области.
 

    В соответствии с п. 2.1. Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, включаются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, но фактически не обеспеченные жилыми помещениями.
 

    Согласно п.4.1 вышеуказанного нормативного акта (в ред. постановления Правительства Тюменской области от 22.04.2014 N 198-п) решение о предоставлении лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка. В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список.
 

    Калинин А.В. имеет право на предоставление жилья при наличии статуса лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, что является основанием для обеспечения его жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области.
 

    На основании ст.1, ч.3 ст.23 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области предоставляемых им по договорам социального найма» от 7 октября 1999 года № 137, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
 

    Статьей 24 ч.3 Закона Тюменской области от 01 ноября 2013 года № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 21 к настоящему Закону, (в том числе Армизонский муниципальный район) наделены государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Доводы представителей ответчиков о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени включения граждан в список, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Кроме того, согласно п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
 

    Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Право на предоставление жилого помещения Калининым А.В. до настоящего времени не реализовано, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
 

    Обязать <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилого фонда <адрес>, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Армизонского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м.
 

    Обязать администрацию Армизонского муниципального района заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
 

        Дата составления мотивированного решения – 13. 07.2014 года.
 

    Председательствующий                          И.В.Засядко