Дело № 2-750/2014

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Благовещенск 10 июля 2014 года
 

    Благовещенский районный суд Амурской области в составе
 

    председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
 

    при секретаре Носыревой Т.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартиросян В.О. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Мартиросян В.О. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть –Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права Мартиросян В.О., постоянно проживающей в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; включении в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. В обоснование иска указала, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено. В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, а также заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято решение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент объявления режима чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении постоянного проживала она, Мартиросян В.О., собственник данного жилого помещения, а также члены ее семьи: муж ФИО сын ФИО 1 При этом, истец и члены его семьи не имеют другого жилья пригодного для проживания. В целях получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ Мартиросян В.О. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения по следующим основаниям: в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на момент объявления режима чрезвычайной ситуации. Учитывая, что их семья постоянно с весны 2013 года проживает по адресу: <адрес>, в том числе и на момент объявления режима ЧС, считает, что имеет право на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Истица Мартиросян В.О. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что администрация Благовещенского района отказала ей в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, так как не было регистрации в пострадавшем доме. Она постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, в том числе и в период ЧС. Их дом пострадал в результате ЧС, а именно фундамент, стены, сырость везде. ДД.ММ.ГГГГ за ней было зарегистрировано право собственности на дом, на основании договора купли-продажи дома заключенного с ФИО 2, который не является ее родственником, просто земляк мужа. До этого дом принадлежал брату ФИО 2 который умер. А когда были улажены все наследственные дела, то этот дом был уже куплен у ФИО 2
 

    Представитель ответчика - администрации Благовещенского района Амурской области ФИО 3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Мартиросян В.О. обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. Администрация законно и обоснованно отказала ей в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, ввиду отсутствия у заявителя прописки в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации, отсутствии доказательств фактического проживания в нем на день введения режима. Кроме того, право собственности Мартиросян В.О. на жилое помещение по адресу: <адрес>, было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, Мартиросян В.О. не являлась собственником поврежденного жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
 

    Третьи лица - администрация Усть –Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).
 

    Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
 

    В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
 

    4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
 

    Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
 

    Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
 

    1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
 

    2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
 

    3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
 

    Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
 

    1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
 

    2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
 

    3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
 

    4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
 

    5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
 

    6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
 

    Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
 

    Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин – собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
 

    Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
 

    Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
 

    Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
 

    Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
 

    Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
 

    В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
 

    Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
 

    По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
 

    Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
 

    В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
 

    Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта. Социальная выплата на цели проведения капитального ремонта предоставляется лицам, являющимся собственниками поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений на момент возникновения чрезвычайной ситуации (либо членам их семьи), постоянно проживавшим в данном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
 

    Как установлено судом, Мартиросян В.О. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер>
 

    Основанием возникновения права собственности Мартиросян В.О. на данное жилое помещение послужил договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный ей с ФИО 4 действующей на основании доверенности за ФИО 2 которому указанная квартира принадлежала на основании: свидетельства о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, что подтверждается материалами регистрационного дела на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
 

    Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу <номер> по иску ФИО 2 к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности, включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт владения и пользования при жизни ФИО 5 умершим ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности недвижимым имуществом – жилым домом с инвентарным номером <номер>, расположенным по адресу: <адрес>; в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО 5 умершего ДД.ММ.ГГГГ, включен жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> с инвентарным номером <номер>, кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <номер>; за ФИО 2 признано право собственности в порядке наследования на жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты>., с инвентарным номером <номер>, кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <номер>
 

    Согласно технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ
 

    Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был затоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями подтопленного жилого дома.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Мартиросян В.О. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
 

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области Мартиросян В.О. было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта ввиду отсутствия у Мартиросян В.О. регистрации в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (по указному адресу Мартиросян В.О. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ – т.е. после объявления режима ЧС), отсутствии доказательств фактического проживания в нем на день введения режима ЧС.
 

    Согласно копии паспорта на имя Мартиросян В.О., справки администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, копии домовой книги, для прописки граждан, проживающих в <адрес> (начата ДД.ММ.ГГГГ), Мартиросян В.О. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, и проживает по указанному адресу.
 

    Как следует из мотивировочной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Мартиросян В.О. на момент чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в августе 2013 года на территории <данные изъяты> сельсовета <адрес> проживала по адресу: <адрес> ее имуществу в результате стихийного бедствия был причинен ущерб.
 

    Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер> за Мартиросян В.О. не зарегистрировано право собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения.
 

    Как следует из информации Комитета по управлению имуществом МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с Мартиросян В.О. не заключался договор на безвозмездную передачу жилого дома (квартиры) в собственность граждан.
 

    Из информации МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что договора социального найма с Мартиросян В.О. ни Комитетом, ни МУ «БГАЖЦ» не заключались.
 

    В ходе судебного разбирательства так же был допрошен свидетель ФИО 6 являющийся жителем <адрес>, который пояснил, что Мартиросян В.О. ему знакома, они являются соседями, он проживает в <адрес>, а истица постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом доме по <адрес>, до ЧС также проживала. Ее дом пострадал в результате ЧС.
 

    Вместе с тем, в силу прямого указания пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года и статьи 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», меры социальной поддержки на цели капитального ремонта имеют собственники поврежденных жилых помещений и члены семьи собственника поврежденного жилого помещения при соблюдении установленных законом требований (постоянное проживание в поврежденном жилом помещении на момент ЧС, отсутствие иного пригодного для проживания жилого помещения). Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
 

    Таким образом, право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта принадлежит проживавшим в жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственнику поврежденного жилого помещения или членам его семьи.
 

    Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок к ней.
 

    Положениями абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
 

    По смыслу данных правовых норм факт возникновения, приобретения недвижимого имущества может быть подтвержден только фактом государственной регистрации права собственности на такое имущество, то есть свидетельством о государственной регистрации соответствующего права либо выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
 

    Из пояснений данных истцом в судебном заседании следует, что указанный жилой дом по адресу: <адрес> она приобрела у ФИО 2 по договору купли- продажи. ФИО 2 не приходится ей родственником, является земляком ее мужа. Право собственности на дом за ней было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, однако она с ДД.ММ.ГГГГ постоянно в нем проживает, в том числе и на момент объявления режима чрезвычайной ситуации.
 

    Таким образом, судом установлено, что истица, проживавшая на день объявления режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, не являлась на тот момент ни собственником этого жилого помещения, ни членом семьи собственника жилого помещения.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены отвечающие принципу допустимости письменные доказательства в подтверждение, что она на момент чрезвычайной ситуации являлась фактическим собственником (владельцем) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Исключительно тот факт, что Мартиросян В.О. постоянно проживала в данном жилом помещении, в том числе на момент возникновения чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о возникновении у нее права собственности на данное жилое помещение, поскольку Закон не допускает подтверждение права собственности на недвижимое имущество только на основании предположений и утверждений,
 

    Поскольку судом установлено, что истец приобрел указанное жилое помещение уже после возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, это исключает возможность получения истцом социальной выплаты на капитальный ремонт этого жилого помещения. В силу изложенного суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    В удовлетворении исковых требований Мартиросян В.О. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
 

    Председательствующий: