Дело № 2-660/2014г.
 

Решение
 

Именем Российской Федерации
 

    17 октября 2014 года с.Калга
 

    Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Турко А.В., при секретаре Арзамазовой Ж.В.,
 

    с участием истцов Ивановой А.В., Поповой О.И.. Карандась О.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по исковым заявлениям Ивановой А.В., Поповой О.И., Карандась О.С. к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
 

установил:
 

    Истцы Иванова А.В., Попова О.И., Карандась О.С. обратились в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями к государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» (далее по тексту ГОУ «Кадаинский детский дом»), мотивируя тем, что они работают в ГОУ «Кадаинский детский дом» считают, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает их трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и трудовому законодательству.
 

    Истец Иванова А.В. просит взыскать с ГОУ «Кадаинский детский дом» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <адрес> рубль <адрес> копеек; обязать ГОУ «Кадаинский детский дом» выплачивать заработную плату при полностью отработанной месячной норме и выполнении норм труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 января 2014 года в размере 5554 рубля в месяц с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменения в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или прекращения трудовых отношений; обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в случае недостаточности денежных средств профинансировать ГОУ «Кадаинский детский дом» для выплаты денежных сумм, с последующими выплатами.
 

    Истец Попова О.И. просит взыскать с ГОУ «Кадаинский детский дом» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек; взыскать с ГОУ «Кадаинский детский дом» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; возложить на ГОУ «Кадаинский детский дом» обязанность выплачивать при полностью отработанной месячной норме и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 января 2014 года в размере 5554 рубля в месяц, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменения в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или прекращения трудовых отношений; обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в случае недостаточности денежных средств профинансировать ГОУ «Кадаинский детский дом» для выплаты взысканных денежных сумм, с последующими выплатами, обязать ГОУ «Кадаинский детский дом» произвести перерасчет отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Истец Карандась О.С. просит взыскать с ГОУ «Кадаинский детский дом» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек; взыскать с ГОУ «Кадаинский детский дом» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; возложить на ГОУ «Кадаинский детский дом» обязанность выплачивать при полностью отработанной месячной норме и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 января 2014 года в размере 5554 рубля в месяц, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменения в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений; обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в случае недостаточности денежных средств профинансировать ГОУ «Кадаинский детский дом» для выплаты взысканных денежных сумм, с последующими выплатами, обязать ГОУ «Кадаинский детский дом» произвести перерасчет отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Определением от 01 октября 2014 года гражданские дела с № 2-660/2014 года по 2-662/2014 года объединены в одно производство. Новому делу присвоен № 2-660/2014 года.
 

    Определением от 17 октября 2014 года производство по делу в части обязать ГОУ «Кадаинский детский дом» произвести перерасчет отпускных Поповой О.И. и Карандась О.С., прекращено, в связи с отказом истцов от исковых требований в данной части.
 

    В судебном заседании истцы исковые требования поддержали.
 

    Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
 

    ДД.ММ.ГГГГ года от представителя ответчика директора ГОУ «Кадаинский детский дом» ФИО11 в суд поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
 

    Ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
 

    ДД.ММ.ГГГГ года от представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО12., действующей на основании доверенности, в суд поступило возражение, согласно которому, обязательство по выплате в полном объеме заработной платы лежит на работодателе. ГОУ «Кадаинский детский дом» финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 25.12.2013 № 918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в полном объеме. В возражении также указано на пропуск истцами сроков исковой давности. Просит рассмотреть дело в её отсутствие.
 

    Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
 

    Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Как установлено в судебном заседании истцы работают в ГОУ «Кадаинский детский дом», <данные изъяты>.
 

    В судебном заседании установлено, что истцы осуществляют свою деятельность в с.Кадая Калганского района Забайкальского края, где установлен районный коэффициент 40% и процентная надбавка за непрерывный стаж работы 30%. Из расчетных листков усматривается, что в спорные периоды размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации.
 

    Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

    Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007г. №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
 

    Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

    С 01.01.2014г. Федеральным законом от 02.12.2013 года № 336-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рубля.
 

    В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
 

    Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

    Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и при процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
 

    Доводы истцов, что размер заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, суд считает обоснованными.
 

    Истцами представлены расчеты недоначисленной заработной платы.
 

    От ответчиков возражений по поводу расчетов не поступало.
 

    Суд, проверив представленные расчеты усматривает, что размер недоначисленной заработной платы истцам за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил: Ивановой А.В. <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, Поповой О.И. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, Карандась О.С. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. За ДД.ММ.ГГГГ года судом не установлено нарушений при начислении заработной платы истцам.
 

    Истцы в судебном заседании согласились с расчетами суда.
 

    В соответствии с п.1 ст.6, п.1 ст.208, ст.209 НК РФ выплата суммы заработной платы относится к доходам, полученным от источников в РФ, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ). В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по взысканию НДФЛ с указанных сумм лежит на работодателе ГОУ «Кадаинский детский дом».
 

    Суд находит правомерными и требования истцов в части возложения на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы в таком размере.
 

    В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

    Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения. При рассмотрении возникшего спора истцами представлены суду доказательства нарушения трудовых прав на оплату труда в полном размере. На момент рассмотрения и разрешения дела ответчиком ГОУ «Кадаинский детский дом» не изменена действующая система оплаты труда, включающая в себя размеры фактических выплат работникам.
 

    Нарушение трудовых прав истцов со стороны работодателя доказано, поэтому избранный способ защиты в части возложения на ответчика обязанности выплачивать в будущем заработную плату в соответствии с Федеральным законом будет служить целям восстановления нарушенных прав. Исполнение данной обязанности предполагается при полностью отработанной работником месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с учетом внесения изменений в Федеральный закон № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
 

    Как следует из устава, ГОУ «Кадаинский детский дом» является бюджетным учреждением, функции учредителя от имени Забайкальского края осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
 

    В соответствии с п.9.16.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 № 123 Министерство осуществляет полномочия учредителя краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство, в рамках компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус Министерства.
 

    Согласно ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
 

    Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
 

    Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
 

    Частью 16 ст.30 Федерального закона №83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрено, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.
 

    Приказом Минфина России от 16.07.2010 года №72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» утвержден Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    Приказом Министерства финансов Забайкальского края от 28.04.2011 года №44-ПД утвержден Порядок санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
 

    Орган исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в отношении учреждения, ежегодно представляет в Министерство финансов Забайкальского края Перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году.
 

    Перечень целевых субсидий формируется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (пункт 3 Порядка).
 

    В соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 года №81н, государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, составляют План в порядке, определенном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
 

    В целях формирования показателей по поступлениям и выплатам, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств: субсидий, предоставляемых в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Приказа Минфина России от 27.12.2013 года № 140н); субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (в ред., действующей до 04.03.2014 года).
 

    Указанные суммы формируются учреждением на основании информации, полученной от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с пунктом 9 настоящих Требований.
 

    План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если такое право не предоставлено другим лицам.
 

    Таким образом, денежные средства на оплату труда сотрудникам ГОУ «Кадаинский детский дом» финансируется за счет целевых субсидий, планируемый объем этих расходных обязательств формируется учредителем, функции которого в настоящем случае выполняет Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в соответствии с Уставом. Бюджетное учреждение отражает эти расходы в Плане хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.
 

    Из вышеизложенных норм Министерство образования, науки и молодежной политики края, как учредитель несет обязанность по финансированию ГОУ «Кадаинский детский дом» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
 

    На момент рассмотрения и разрешения дела ответчиком ГОУ «Кадаинский детский дом» не изменена действующая система оплаты труда, включающая в себя размеры фактических выплат работникам.
 

    В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
 

    Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004 года суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
 

    При рассмотрении дела установлены неправомерные действия работодателя.
 

    Учитывая, что действиями ответчика истцам Поповой О.И. и Карандась О.С. были причинены физические и нравственные страдания, возникшие вследствие нарушения трудовых прав, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истцов о возмещении морального вреда и определяет размер денежной компенсации морального вреда с учетом требований истцов, фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, в сумме <данные изъяты> рублей в пользу Поповой О.И., и в сумме <данные изъяты> рублей в пользу Карандась О.С.
 

    Согласно ст.103 ГПК РФ и п.2 ст.61.1 БК РФ с ответчика ГОУ «Кадаинский детский дом» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета «Калганский район», от уплаты которой истцы были освобождены при подаче исковых заявлений.
 

    Согласно п.2 ст.333.20 НК РФ с учетом имущественного положения ответчика, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования Ивановой А.В., Поповой О.И., Карандась О.С., удовлетворить частично.
 

    Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» в пользу Ивановой А.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
 

    Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» в пользу Поповой О.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
 

    Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» в пользу Карандась О.С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
 

    Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» в пользу Поповой О.И., Карандась О.С. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, каждому.
 

    Обязать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ года производить начисление и выплату заработной платы Ивановой А.В., Поповой О.И., Карандась О.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
 

    Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» денежными средствами для выплаты заработной платы истцам, в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
 

    В удовлетворении остальной части исковых требований Ивановой А.В., Поповой О.И., Карандась О.С., отказать.
 

    Взыскать с государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кадаинский детский дом» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «Калганский район».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

Судья – подпись
 

    Копия верна: Судья Калганского районного суда А.В. Турко
 

    «СОГЛАСОВАНО»
 

    Судья Турко А.В.