Дело № 2-570/2014
 

Решение изготовлено
 

в окончательной форме
 

14 октября 2014 года
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    13 октября 2014 года г. Кировград
 

    Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
 

    председательствующего судьи Альшевской Е.В.,
 

    при секретаре Галимулиной А.Р.,
 

    с участием: помощника прокурора г. Кировграда Желновода Д.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Жвакина С.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор г. Кировграда в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском в интересах Жвакина С.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее: прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Жвакин С.С. относится к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Ж.М.Н. лишена родительских прав решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Челябинской области от *** года. Отец истца – Ж.С.М. лишен родительских прав решением Верхотурского районного суда Свердловской области от *** года. В соответствии с приказом Управления социальной политики по г. Кировграду № от *** года Жвакин С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Просит обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение для Жвакина С.С.; Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области - зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - распределить жилое помещение Жвакину С.С.; ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» - подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление социальной политики по г. Кировграду; Управление социальной политики по г. Кировграду - обеспечить подписание договора Жвакиным С.С..
 

    В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Желновод Д.В. заявленные требования поддержал.
 

    Истец Жвакин С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно указал, что в настоящее время вынужден проживать у друга.
 

    Ответчик - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, об отложении дела не просил, о причинах неявки суду не сообщал, в связи с чем судом на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя данного ответчика.
 

    Ответчик -Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В направленном отзыве указал, что требования, предъявленные к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, являются необоснованными. Полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам наделены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Министерство по управлению государственным имуществом осуществляет только учет жилых помещений для детей-сирот.
 

    Ответчик- ГКУ СО « Фонд жилищного строительства» в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В направленном отзыве указал, что права истца не нарушены, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
 

    Ответчик Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В направленном в суд ходатайстве указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу. К компетенции Управления относится возвращение подписанного договора найма специализированного жилого помещения в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Действия Управления по возвращению договора осуществляются во внесудебном (административном) порядке и в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются возникновением гражданских прав и обязанностей.
 

    Заслушав помощника прокурора г. Кировграда Желновода Д.В., истца Жвакина С.С., исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
 

    Жвакин С.С., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Жвакина С.С. подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Мать истца – Ж.М.Н. лишена родительских прав решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Челябинской области от *** года. Отец истца – Ж.С.М. лишен родительских прав решением Верхотурского районного суда Свердловской области от *** года. *** года Ж.С.М. умер.
 

    Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.
 

    Согласно п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    Из материалов дела следует, что Жвакин С.С. достиг совершеннолетия. Так же установлено, что Жвакин С.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником какого-либо жилого помещения. При указанных обстоятельствах, истец имеет право на обеспечение жилым помещением, что никем не оспаривается. Указанное право не реализовано до 01 января 2013 года, соответственно истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

    В целях реализации Федеральных законов от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, Правительством Свердловской области 16 апреля 2013 года принято Постановление № 491-ПП « Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному Постановлению Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области: по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области « Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии с п.4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО « Фонд жилищного строительства» ( далее Фонд). В силу п.5 этого же Порядка, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовому году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
 

    Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
 

    В соответствии с вышеуказанным Порядком жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
 

    Исходя из п.7 Порядка предоставления жилых помещений,зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
 

    Согласно п.9 этого же Порядка уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
 

    Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
 

    С учетом анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов и установленных судом обстоятельств, заявленные прокурором требования в интересах Жвакина С.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Доводы отзыва Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о необоснованности предъявления требований к Министерству не состоятельны, поскольку к данному ответчику предъявлено конкретное требование о зачислении приобретенного жилого помещения в специальный жилищный фонд Свердловской области, что прямо предусмотрено действующим нормативно-правовым регулированием. Указанная обязанность является составной частью процедуры приобретения и предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка приобретения и предоставления жилья детям-сиротам. Даже несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение, принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, принимая решение о зачислении жилья в специализированный жилищный фонд. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднительно, так как принять решение о предоставлении истцу жилья и заключить с ним договор найма специализированного жилья невозможно без зачисления Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области данного жилья в реестр специализированного жилого фонда области. Доказательств того, что в настоящий момент уже имеется находящееся в реестре специализированного жилого фонда области жилье, которое могло бы быть предоставлено истцу (что исключало бы необходимость возложения на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанности по зачислению этого жилья в реестр специализированного жилого фонда), суду не представлено. Доводы отзыва ответчика ГКУ СО « Фонд жилищного строительства» о том, что в случае удовлетворения заявленных истцом требований будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска. Положения ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предполагают установления очередности при предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Право детей на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения. Поэтому это право должно быть реализовано вне зависимости от времени включения их в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Доводы ходатайства Управления социальной политики по г. Кировграду о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, также не состоятельны, поскольку к данному ответчику предъявлено конкретное требование об обязании обеспечить подписание договора Жвакиным С.С., что предусмотрено действующим нормативно-правовым регулированием.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Жвакина С.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
 

    Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое благоустроенное помещение для Жвакина С.С..
 

    Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное для Жвакина С.С. жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области.
 

    Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение Жвакину С.С..
 

    Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду.
 

    Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Жвакиным С.С..
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

    Судья: Е.В. Альшевская