Дело № 2- 251/2014 Кизеловского городского суда Пермского края Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ                                                                                г. Кизел
 

    Кизеловский городской суд Пермского края
 

    в составе:
 

    председательствующего судьи Рыловой Н.Н.
 

    при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
 

    с участием     истицы Хлыбовой З.В.,
 

    представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Хлыбовой З. В. и Таскаева А. АлексА.а к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
 

у с т а н о в и л :
 

                   Истцы Хлыбова З.В. и Таскаев А.А. обратились      с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении       в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.
 

         В судебном заседании истица Хлыбова З.В. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что квартира то адресу: <адрес> была ей предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году на двух членов семьи. Кроме нее в ордер включен <...>-Таскаев А.А. До ДД.ММ.ГГГГ года они проживали в квартире по адресу: <адрес>, откуда ее семья была переселена. В указанном жилом помещении они с сыном проживают и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, другого жилья не имеют. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому считает, что они имеют право на получение социальной выплаты. Просит предоставить социальную выплату для приобретения другого жилого помещения на двух членов семьи.
 

    Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. исковые требования истцов не признала, право Хлыбовой З.. и Таскаева А.А. на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что истцы на момент ликвидации шахты « Северная» в квартире по адресу: <адрес> не проживали и не были зарегистрированы, поэтому не отвечают условиям, которые необходимы для предоставления социальной выплаты. Семья истицы была включена в первоначальные Списки ТЭО, как проживающие в ветхом жилье,и в ДД.ММ.ГГГГ году были переселены.
 

             Истец Таскаев А.А. и представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
 

          Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют расписки.
 

           Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
 

            Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 

        Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
 

        Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
 

    Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
 

         В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
 

         В целях ускорения перехода угледобывающих организаций к бездотационной деятельности, усиления государственного управления реструктуризацией угольной промышленности и повышения эффективности использования средств государственной поддержки угольной отрасли Правительство Российской Федерации, Постановлением от 03 декабря 1998 года № 1523 утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которое определяло направления использования средств, предусмотренных в федеральном бюджете по статье « Государственная поддержка угольной отрасли» на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности согласно Приложению, и порядок управления этими средствами.
 

    Пунктом 3 Положения было установлено, что средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально- экономическим проблемам угледобывающих регионов, а также участвующим в реструктуризации угольной промышленности и другим организациям, определяемым Правительством Российской Федерации по предложениям Министерства энергетики Российской Федерации.
 

        К мероприятиям по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных
 

    ( сланцевых) шахт и разрезов, установленных Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, являющимся приложением к Постановлению Правительства № 1523, относились: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности ; содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
 

         В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» установлены направления финансирования государственной поддержки угольной промышленности, в том числе реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с п.1.2 Положения, финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных ( сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности ; б) содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В силу п.1.3 Положения основанием для финансирования указанного направления является решение Минэнерго России о ликвидации в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными 25 мая 1998 года Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, сводный план-график, договор об использовании средств государственной поддержки, заключенный между Минэнерго России и получателем средств. Финансирование осуществляется в соответствии с проектом ликвидации шахты ( разреза), утвержденным Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ ( услуг), актами приемки выполненных работ ( услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья. Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте «б» пункта 1.2 предусматриваются в Проекте ликвидации шахты ( разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
 

               Во исполнение Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановлением от 24 декабря 2004 года № 840 утвердило перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 « О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности».
 

        В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с постановлением № 840 включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
 

         Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года.
 

          В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
 

    Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
 

        Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
 

    ( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
 

    ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
 

        В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
 

         В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
 

    -планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
 

    -подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
 

    -заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
 

    -заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
 

              Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
 

    ( нанимателя).
 

         Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
 

            Судом установлено, что приказом ОАО по добыче угля « Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года с 17.04.1998 года была ликвидирована шахта «Северная»( л.д.30). Жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ Хлыбовой З.В. на состав семьи из четырех человек, что подтверждается представленным ордером № от ДД.ММ.ГГГГ
 

    ( л.д.31). ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шахтинского сельского поселения и Хлыбовой З.В. заключен договор социального найма на занятие вышеуказанного жилого помещения, совместно с нанимателем в жилом помещении проживает в качестве члена семьи <...> Таскаев А.А.( л.д. 13-14). Из представленных сведений о регистрации истица Хлыбова З.В. по адресу: <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец Таскаев А.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, до ДД.ММ.ГГГГ года истцы значились в регистрации по адресу: <адрес>( л.д.12).
 

                     Из представленного Списка пенсионеров и работников ликвидируемой шахты «Северная» ОАО « Кизелуголь», проживающих в ветхих домах, находящихся на горном отводе ( первоначальный Список ТЭО), утвержденного Главой местного самоуправления, подписанного председателем ликвидационной комиссии шахты, председателем профкома, начальником БТИ и главным маркшейдером ( л.д. 33-35) следует, что на переселение из ветхого жилья под номером № включена семья Хлыбовой З.В. в составе пяти человек по жилому помещению <адрес>, имеется отметка в списке, что семья переселена.
 

             Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ дома по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ составляет №%. Истцы собственниками недвижимости на территории города Кизела не значатся, в приватизации квартиры не участвовали ( л.д.9).
 

        Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, поскольку величина фактической деформации № ед. превышает величину допустимой деформации № ед. ( л.д. 23-29).
 

                       Оценив все собранные по делу доказательства, суд считает, что истцы не отвечают установленным нормативными актами условиям для предоставления мер социальной поддержки на переселение.
 

              Предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении права граждан на жилище. Законодатель наделил Правительство РФ полномочиями по установлению условий и порядка оказания социальной поддержки гражданам на определенных основаниях.
 

        Из положений Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков следует, что право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий: - признания жилья ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; -наличие права собственности на данное жилое помещение, либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; - нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иных жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания на момент составления специальных списков. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
 

        Судом было установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после ликвидации и закрытия шахты « Северная», семья была включена в первоначальный Список ТЭО по закрытию шахты « Северная» по адресу: <адрес> и были переселены в ДД.ММ.ГГГГ году в жилое помещение по адресу: <адрес>, на тот момент в благоустроенное жилое помещение.
 

    В связи с тем, что истцы на момент ликвидации шахты « Северная», ДД.ММ.ГГГГ года, в жилом помещении по адресу: <адрес> не проживали и не были зарегистрированы, то у них права на получение социальной выплаты не возникло, а потому истцам следует отказать в удовлетворении требований о предоставлении социальной выплаты.
 

    Кроме того, суд считает необходимым отметить, что отсутствие у истцов права на
 

    получение социальной выплаты не лишает их права улучшить свои жилищные условия в общем порядке,     согласно положений, предусмотренных жилищным законодательством.
 

    Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
 

Р Е Ш И Л :
 

    В иске Хлыбовой З. В. и Таскаева А. АлексА.а к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий:
 

    Судья:                                                      ( подпись)                        Н.Н. Рылова
 

    ВЕРНО:
 

    Судья:                                                                                Н.Н. Рылова
 

    Секретарь:                                                                       Н.Ю. Ибрагимова