Дело № 2-1154/2014
 

Решение
 

именем Российской Федерации
 

    25 сентября 2014 года Краснокаменский городской суд Забайкальского края
 

    в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г.,
 

    с участием истца Пляскина Д.И.,
 

    представителя ответчика - Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края - по доверенности Ермошина Э.А.,
 

    представителя ответчика - Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края - по доверенности Киселёвой Ю.А.,
 

    представителя ответчика - Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края - по доверенности Гущиной Н.Н.,
 

    при секретаре Горбуновой Е.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокаменске гражданское дело по иску Пояскина Д.И. к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитетупо управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского краяо внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Пляскин Д.И. 30 июня 2014 года обратился в суд с иском к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что он относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменскии район» № от 20 июня 2011 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в г. Краснокаменске Забайкальского края в общую очередь под номером №, в список внеочередников под №. На данный момент своего жилья не имеет, не располагает финансовыми средствами для его приобретения. Кроме того, при обращении им в органы опеки и попечительства по месту жительства на протяжении всего времени с момента постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, должностные лица никаких реальных сроков и перспектив назвать не могли.
 

    Учитывая, что право на обеспечение жилым помещением им было реализовано путем обращения в 2011 году в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятием его 20 июня 2011 года на соответствующий учет, то есть до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, вследствие чего к возникшим правоотношениям следует применять положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    Право на обеспечение жилым помещением им было реализовано до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 51-КГПР14-1 от 06 мая 2014 года.
 

    Просит суд: 1) Обязать Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края предоставить Пляскину Д.И. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящейся в границах г. Краснокаменска, общей площадью не менее 32 кв.м. 2) Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» Муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на предоставление Пляскину Д.И. жилого помещения.
 

    На основании определения суда от 31 июля 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
 

    В судебном заседании истец Пляскин Д.И. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
 

    Представители Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края -Киселёва Ю.А., Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края -Гущина Н.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, дали пояснения, аналогичные, изложенным в письменных возражениях на иск.
 

    Представитель Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края - по доверенности Ермошина Э.А. в судебном заседании иск не признал по тем основаниям, что городское поселение является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.
 

    Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. В письменных отзывах на иск представители ответчиков в удовлетворении исковых требований Пляскина Д.И. просили отказать, поскольку с 01 января 2013 года изменился порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений. Кроме того, представитель Правительства Забайкальского края Короткова Н.И. просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства.
 

    Суд, руководствуясь частями 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.
 

    Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
 

    Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федераций относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 12, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
 

    Из материалов гражданского дела следует, что Пляскин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 20.06.2011 года № поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Распоряжением Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.02.2014 года № Пляскин Д.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, под №.
 

    Обращаясь в суд с названным иском, истец указывает на необходимость применения норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции до 01 января 2013 года.
 

    Данный Федеральный закон в редакции до 01.01.2013 г. предусматривал обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечивались и охранялись государством (статья 4) и являлись расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являлись расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5),
 

    Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставлялись из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации,
 

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    Анализируя доводы сторон, суд приходит к следующему.
 

    01 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому внесены изменения в Федеральные законы от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и Жилищный кодекс Российской Федерации.
 

    В связи с внесенными изменениями поменялся порядок и механизм реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений.
 

    Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года № 774-ЗЗК признан утратившим силу Закон Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственный полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», внесены изменения в ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 315-ЗЗК.
 

    С 01 января 2013 года для решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, применяется такой способ обеспечения жилым помещением, как предоставление органом исполнительной власти жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
 

    Внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до этого момента не реализовали свое право на предоставление жилого помещения.
 

    В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта относится решение вопросов обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
 

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по заявлению в письменной форме указанных выше лиц, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Подпункт 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, устанавливающий порядок о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признан утратившим силу с 01 января 2013 года.
 

    Таким образом, истец в обоснование заявленных требований приводит нормы законодательства, которые с 01 января 2013 года утратили силу.
 

    В суд с названным иском Пляскин Д.И. обратился 30 июня 2014 года, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым внесены изменения в Федеральные законы от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно внесены изменения в порядок и механизм реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений.
 

    Пляскин Д.И. свое право на предоставление жилого помещения до 01 января 2013 года не реализовал, поскольку, будучи поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не получившее жилое помещение до 01 января 2013 года, продолжает состоять на учете в списке детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, следовательно, его право на обеспечение жилым помещением должно реализовываться в соответствии с нормами действующего законодательства.
 

    Доводы истца о том, что он реализовал право на обеспечение жилым помещением путем лишь обращения в 2011 году в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и принятии его 20 июня 2011 года на соответствующий учет, являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании закона.
 

    При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Пляскина Д.И. в полном объеме.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении искового заявления Пляскина Д.И. к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Комитету по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

Председательствующий -подпись
 

Копия верна: Судья                 А.Г. Першутов
 

Решение принято в окончательной форме 29 сентября 2014 года
 

Решение не вступило в законную силу