к делу № 5-571/2014
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

        г. Новороссийск                                 «09» октября 2014 г.
 

 

    Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при секретаре Правилове А.В., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности: Пономарчук Д.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., государственного инспектора по ЮФО Департамента Росприроднадзора по ЮФО Котельва Н.В., действующего на основании служебного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ г., и.о. начальника Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО Шершень Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №01/7006, рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Новороссийский комбинат хлебопродуктов»,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Юридическое лицо - ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (далее по тексту – ОАО «НКХП») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, - нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, при следующих обстоятельствах.
 

    В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении мероприятия по надзору в ОАО «НКХП» выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
 

    Приказом СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих по пяти выпускам в составе поверхностных сточных вод с территории ОАО «НКХП», в водные объекты: реку Цемес (выпуски №1,3,4,5), Черное море (выпуск №2).
 

    Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «НКХП» разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод по вышеуказанным выпускам. Перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из пяти выпусков сточных вод указаны в приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.
 

    Также ОАО «НКХП» согласованы и утверждены ДД.ММ.ГГГГ нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты – реку Цемес, Черное море по каждому выпуску.
 

    В ходе проверки установлено, что ОАО «НКХП» в 2013 году осуществило сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) с превышением установленного годового норматива сброса по взвешенным веществам, БПК полн. и нефтепродуктам. Изложенное свидетельствует о нарушении юридическим лицом правил водопользования, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
 

    В судебном заседании представители административного органа пояснили, что в июне-июле 2014 г. была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «НКХП». В ходе проверки установлены факты превышения годовых нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты – реку Цемес и Черное море, что является нарушением правил водопользования. Просили назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ОАО «НКХП», связанной с эксплуатацией пяти вышеуказанных водовыпусков.
 

    Представитель ОАО «НКХП» Пономарчук Д.С. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить и пояснила, что ОАО «НКХП» не является водопользователем, поскольку производит сброс сточных вод в городские канализационные сети. Разрешительная документация на сброс загрязняющих веществ в водные объекты предприятию оформлена ошибочно, расчеты платежей за сброс сточных вод и сами платежи также производятся ошибочно. В настоящее время ОАО «НКХП» принимаются меры к заключению договора на сброс сточных вод с городскими службами, также запланировано строительство очистных сооружений для очистки сточных вод предприятия.
 

    Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает установленным факт наличия в действиях ОАО «НКХП» признаков состава вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
 

    Из материалов дела следует, что приказом СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих по пяти выпускам в составе поверхностных сточных вод с территории ОАО «НКХП», в водные объекты: реку Цемес (выпуски №1,3,4,5), Черное море (выпуск №2) со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42,43).
 

    Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «НКХП» разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод по вышеуказанным выпускам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из пяти выпусков сточных вод указаны в приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью (л.д.44-49).
 

    Также ОАО «НКХП» согласованы и утверждены ДД.ММ.ГГГГ нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты – реку Цемес, Черное море по каждому выпуску (л.д.124-153).
 

    По выпуску № установлены следующие нормативы сбросов: <данные изъяты>
 

    По выпуску № установлены следующие нормативы сбросов: <данные изъяты>
 

    По выпуску № установлены следующие нормативы сбросов: <данные изъяты>
 

    По выпуску № установлены следующие нормативы сбросов: <данные изъяты>.По выпуску № установлены следующие нормативы сбросов: <данные изъяты>
 

    В соответствии со ст. 44, 55, 56 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области окружающей среды. При использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать установленные предельно допустимые нормативы.
 

    Статьей 23 Федерального закона № «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду и допускаются на основании разрешений, выданных уполномоченными государственными органами.
 

    Согласно представленным расчетам платы ОАО «НКХП» за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 1-4 кварталов 2013 г. предприятием допущено превышение годового нормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты по взвешенным веществам, БПК полн. и нефтепродуктам (л.д. 50-122, 123).
 

    По выпуску № превышение составило <данные изъяты> по выпуску № превышение составило <данные изъяты> по выпуску № превышение составило <данные изъяты> по выпуску № превышение составило <данные изъяты>; по выпуску № превышение составило <данные изъяты>
 

    Изложенное также подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-11, 23-41).
 

    Таким образом, факт совершения ОАО «НКХП» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14. КоАП РФ, объективно подтверждается материалами дела.
 

    Суд критически относится к доводам представителя юридического лица о том, что ОАО «НКХП» не является водопользователем, поскольку производит сброс сточных вод в городские сети канализации, соответственно предприятие не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил водопользования.
 

    Из материалов дела следует, что ОАО «НКХП» оформлена нормативная документация на сброс сточных вод с территории предприятия в водные объекты – реку Цемес, Черное море по пяти существующим водовыпускам, установлены годовые нормативы сброса загрязняющих веществ. Предприятием производятся расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, включающие в себя расчет по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты (раздел 3), и вносится плата за НВОС.
 

    При рассмотрении дела достоверно установлен факт осуществления ОАО «НКХП» функций водопользователя и несоблюдения последним годовых нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
 

    При назначении вида и размера административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
 

    В материалы дела не представлено доказательств того, что в результате осуществления ОАО «НКХП» деятельности по сбросу сточных вод существует угроза жизни и здоровью людей, а также имеет место причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды.
 

    Само по себе превышение в 2013 году общих годовых нормативов допустимых сбросов в составе сточных вод ОАО «НКХП» оказало негативное воздействие на водные объекты – реку Цемес и Черное море, однако не свидетельствует о причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо угрозе такого причинения, а также об угрозе жизни и здоровью людей. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
 

    Суд также учитывает, что в настоящее время ОАО «НКХП» принимаются меры по устранению допущенных нарушений: разработана и направлена на государственную экспертизу проектная документация на реконструкцию объектов предприятия, включающую в себя строительство очистных сооружений, выделены необходимые финансовые средства на реализации проекта. Также ведется переписка по вопросу заключению договора на прием сточных вод с уполномоченной коммунальной организацией.
 

    С учетом данных обстоятельств суд находит целесообразным назначить наказание в виде административного штрафа.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
 

 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    Признать ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят) тысяч рублей.
 

    Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
 

    Судья                               А.В. Волошин