Дело № 2-2448(2014)
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    09 октября 2014 года г. Пермь
 

    Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Груздевой О.П., с участием заявителя Доценко Ю.Ю., представителя заявителя по письменному ходатайству Владимирова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Доценко ФИО6 о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду недействительным, о возложении обязанности предоставить в аренду и заключить договор аренды земельного участка,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Доценко Ю.Ю. обратился в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду недействительным, о возложении обязанности предоставить в аренду и заключить договор аренды земельного участка.
 

    В обоснование иска указал, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> расположенного в <адрес> для размещения складских площадок. Решением Комиссии по земельным отношениям Администрации (протокол заседаний № от ДД.ММ.ГГГГ г.) испрашиваемый заявителем земельный участок был предоставлен в аренду на срок 5 лет для размещения складских площадок. В дальнейшем специалисты администрации в устной форме указали на дальнейший порядок действий заявителя, а именно: проведение государственного кадастрового учета предоставленного земельного участка и обращение в администрацию за заключением договора аренды. Заявитель обратился в <данные изъяты> которое выполнило работы по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ участок был внесен в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ При осуществлении государственного кадастрового учета была уточнена площадь участка, которая составила <данные изъяты>. После этого, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в администрацию Пермского района для заключения договора аренды, однако ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в предоставлении в аренду участка в связи с тем, что на объявление в газете «Нива» № 19 от 15.05.2014 г. о предоставлении в аренду участка поступило письменное заявление третьего лица. Считает, что такое решение администрации нарушает его права и свободы человека и гражданина, установленные ст. ст. 34, 36 Конституции РФ, а также нарушает положения статей ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г., положения Земельного Кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним актов органов местного самоуправления. Просит признать отказ комитета имущественных отношений администрации муниципального района (письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.) недействительным. Обязать комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить в аренду и заключить договор аренды земельного участка.
 

    Заявитель Доценко Ю.Ю. в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
 

    Представитель заявителя Владимиров К.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
 

    Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района направила в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
 

    Суд, выслушав заявителя, представителя заявителя, изучив материалы дела, установил следующее.
 

    На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
 

    В силу ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
 

    В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
 

    Согласно п.п. 1.1, 1.6, 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
 

    В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.11 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.
 

    Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
 

    Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
 

    Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
 

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
 

    Как следует из материалов дела, Доценко Ю.Ю. обратился в администрацию Пермского муниципального района о предоставлении ему в аренду сроком на 5 лет в порядке ст. 34 ЗК РФ земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> Участок необходим для размещения некапитальных объектов складского назначения (открытых складских площадок) (л.д.6).
 

    Протоколом № заседания комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ Доценко Ю.Ю. в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 г. № 29 был предоставлен в аренду сроком на 5 лет испрашиваемый земельный участок для размещения складских площадок, без права возведения объектов капитального строительства на участке, без права возведения капитального ограждения, без права смены разрешенного использования, в границах, указанных в приложении к настоящему протоколу (л.д.7).
 

    ДД.ММ.ГГГГ заявителем был получен кадастровый паспорт земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу:<адрес> (л.д.12).
 

    В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ г., Доценко Ю.Ю. обратился к заместителю главы администрации по управлению ресурсами, председателю комитета имущественных отношений Л.Г. Ведерниковой с заявлением о заключении с ним договора аренды указанного земельного участка. К заявлению были приложены, протокол заседания комиссии по земельным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ г., кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
 

    ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал Доценко Ю.Ю. в предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет, указав, что в комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района поступило письменное возражение на объявление в газете «Нива» от 15.05.2014 г. о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу:<адрес>, с разрешенным использованием: для размещения складских площадок (л.д.9).
 

    Согласно объявлению в газете «Нива» от 15.05.2014 г. комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района информирует население о предоставлении в аренду сроком на 5 лет в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 г. № 29 «Об утверждении Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством» земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу:<адрес>, с разрешенным использованием: для размещения складских площадок (Доценко Ю.Ю.) (л.д.11).
 

    Из письма ОАО «Международный аэропорт Пермь» главе Пермского муниципального района от 21.04.2014 г. следует, что аэропорт Пермь возражает против предоставления каким-либо лицам земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами №. Дополнительно сообщается, что на земельном участке с кадастровым номером № расположено антенное поле, обладающее интенсивным радиоизлучением (л.д.18).К заявлению была приложена схема расположения земельного участка, в т.ч. спорного (л.д.18).
 

    В соответствии решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 N 29 "Об утверждении Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством" настоящее Положение устанавливает процедуры и критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования "Пермский муниципальный район" и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок подачи заявок и принятия решений.
 

    В п. 1.9 указанного положения определено, что предоставление земельного участка невозможно, если:
 

    - испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
 

    - на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости;
 

    - в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
 

    - в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели;
 

    - размеры и вид разрешенного использования не соответствуют требованиям, установленным градостроительной документацией;
 

    - местоположение испрашиваемого участка не соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов (в случае, если земельный участок испрашивается для данной цели);
 

    - испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
 

    - испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение границ, в отношении которого принято решение об образовании земельного участка (утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории);
 

    - испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка;
 

    - испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах.
 

    Как следует из материалов дела, отказ комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 лет Доценко Ю.Ю. был мотивирован тем, что поступило письменное возражение ОАО «Международный аэропорт Пермь» на объявление в газете «Нива» от 15.05.2014 г.
 

    Из указанных возражений следует, что ОАО «Международный аэропорт Пермь» возражает против предоставления каким-либо лицам земельного участка, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами №. Дополнительно сообщается, что на земельном участке с кадастровым номером № расположено антенное поле, обладающее интенсивным радиоизлучением.
 

    Данное возражение не содержит ни одного из оснований, изложенных в п. 1.9. Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, по которым комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района мог бы отказать Доценко Ю.Ю. в предоставлении земельного участка в аренду.
 

    Таким образом, суд пришел к выводу о том, что основание отказа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить земельный участок в аренду Доценко Ю.Ю. не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречат положениям Земельного кодекса РФ, Положению о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством.
 

    На основании вышеизложенного заявление Доценко Ю.Ю. подлежит частичному удовлетворению в части признания незаконным отказа комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении Доценко ФИО7 в аренду земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу:<адрес> с кадастровым номером №.
 

    Исковые требования о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставить земельный участок в аренду удовлетворению не подлежат. Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, поэтому судом возлагается обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о рассмотрении данного вопроса.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Признать отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении Доценко ФИО8 в аренду земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № – незаконным.
 

    Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района рассмотреть вопрос о предоставлении Доценко ФИО9 в аренду земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
 

    В остальной части заявления – отказать.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 30 дней со дня составления решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение суда изготовлено 14.10.2014 г.
 

    Судья: