Дело №2-200/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    «15 октября 2014 года                        р.п.Шемышейка
 

    Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Терёхина А.В.,
 

    с участием истца Митиной Л.Г.,
 

    представителя ответчика от ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Шемышейскому району Захаровой А.А., выступающей по доверенности,
 

    при секретаре Алемаевой Н.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митиной Л.Г. к ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области о назначении досрочной пенсии,
 

установил:
 

    Митина Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность более 25 лет. В обоснование исковых требований Митина Л.Г. указала: согласно п/п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» лицо, осуществляющее не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, имеют право на досрочную пенсию по старости. Свою педагогическую деятельность она начала 15.08.1989 года и на 15.08.2014 года ее педагогический стаж составил более 25 лет. Она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управления Пенсионного фонда РФ по Шемышейскому району Пензенской области №31 от 25.08.2014 года в назначении досрочной пенсии истице было отказано. Считает данное решение незаконным и просит его отменить и признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
 

    В судебном заседании Митина Л.Г. свои исковые требования уточнила и показала: 15.08.1989 она начала свою трудовую деятельность, работала в должности руководителя кружка в районном «Доме пионеров» по 21.08.1992 года, с 21.08.1992 года по 14.08.1995 года старшей пионервожатой в Шемышейской средней школе и с 15.08.1995 года по настоящее время в должности учителя химии Шемышейской средней школы. Согласно положениям п/п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, для женщин 55 лет, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. На 15.08.2014 года ее педагогический стаж составлял более 25 лет и она обратилась в ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. По результатам рассмотрения ее заявления комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управления Пенсионного фонда РФ по Шемышейскому району Пензенской области было вынесено решения №31 от 25.08.2014 года, согласно которого в ее педагогический стаж не были включены периоды работы с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года в должности руководителя кружка районного Дома пионеров, в том числе и периода отпуска по уходу за ребенком с 17.01.1991 года по 21.08.1992 года. Данное решение является незаконными, противоречит требованиям норм закона в связи с чем просит, вышеуказанное решение отменить и признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
 

    Представитель ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области Захарова А.А., действующая по доверенности, требования Митиной Л.Г. не признала, пояснила, 15.08.2014 года в ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области обратилась истица с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п/п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В ходе проверки было установлено, что истица 15.08.1989 года была назначена на должность руководителя кружка Шемышейского районного Дома пионеров. В данной должности она проработала до 21.08.1992 года. Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 6.09.1991 года и Постановлениями Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года и №781 от 29.10.2002 года, утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим учебную деятельность. Вышеуказанными Постановлениями работа в должности руководителя кружка районного Дома пионеров, списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрена. Учитывая, что в периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, до исполнения ему 1,5 и 3 лет с 17.01.1991 года по 21.08.1992 года, приходятся на периоды работы истицы на должностях, не дающих права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды в специальный стаж также включены быть не могут. Кроме того действующим в настоящее время трудовым и пенсионным законодательством возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком после достижения им возраста 1,5 лет, не предусмотрена. За вычетом работы в вышеуказанных должностях и периода отпуска по уходу за ребенком стаж работы Митиной Л.Г. по педагогической деятельности составляет менее 25 лет. В связи с этим комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской было вынесено решение об отказе в назначении Митиной Л.Г. досрочной трудовой пенсии по старости.
 

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования, заявленные в исковом заявлении Митиной Л.Г. подлежат удовлетворению.
 

    Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
 

    В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется, без какой - либо дискриминации.
 

    Статья 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» гласит: Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В статье 27 пункт 1 подпункт 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых Пенсиях в РФ» определено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Согласно записям в трудовой книжке АТ-V1 Номер Митина (<данные изъяты>) Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения: 15.08.1989 она принята на работу на должность руководителя кружка в районном «Доме пионеров», в данной должности работала по 21.08.1992 года, с 21.08.1992 года по 14.08.1995 года работала в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> и с 15.08.1995 года по настоящее время работает в должности учителя химии <данные изъяты>
 

    Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области №31 от 25.08.2014 года период работы Митиной Л.Г. в должности руководителя кружка районного Дома пионеров с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включен не был.
 

    Период работы в должности руководителя кружка районного Дома пионеров.
 

    Согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшим до 22.09.1993 года, учителям и другим работникам просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах (абзац 2 пункта 2) - при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию (пункт 4).
 

    Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
 

    Кроме того, согласно разделу 1 Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической работы работников просвещения, являющегося приложением N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования, утвержденной Госпрофобром СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР, ВЦСПС и Минфином СССР 31.12.2976 года, в числе «наименования должностей» содержится должность «руководитель кружка», в числе «наименования учебных заведений, учреждений, организаций» содержится – «внешкольные детские учреждения».
 

    В силу пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время работы в должностях указанных в пункте 2 Положения засчитывается в стаж работы по специальности только в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
 

    В Постановление Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно ссылок на правовые позиции, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года и конкретизированные в Определении от 5 ноября 2002 года указано, что за гражданами сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства права будут сохранены.
 

    Исходя из этого, а также с учетом положений статей 6(ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано и определяющие, что право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе в части касающиеся исчисления трудового стажа, приобретенные ими до 1.01.2002 года (с момента вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») не могут быть ухудшены. Учитывая вышеуказанные нормы закона следует: что период работы Митиной Л.Г. в должности руководителя кружка районного Дома пионеров с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года подлежит включению в педагогический стаж, дающей право на назначение ей досрочной трудовой пенсии.
 

    Несостоятельными являются аргументы представителя ответчика о не применении норм вышеуказанного постановления в связи с отсутствием у истца 2/3 чистого педагогического стажа на момент отмены вышеуказанного Постановления, на 1993 год. Согласно положений пункта 4 вышеуказанного постановления определено, что время работы во внешкольных детских учреждениях засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Каких-либо временных ограничений по выработке чистого педагогического стажа в данном Постановлении не указано, а лишь поставлено условие обязательности его выработки, как условия зачета в педагогический стаж других периодов работы. На 15.08.2014 года чистый стаж по специальности истца составлял более 20 лет, более 2/3 ее стажа приходится на работу в образовательных учреждениях на соответствующих должностях, тем самым периоды работы Митиной Л.Г. в должности руководителя кружка районного Дома пионеров с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года подлежат зачету в педагогический стаж.
 

    Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3 лет.
 

    Согласно свидетельства о рождении <данные изъяты> Номер ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, ее матерью является Митина Л.Г..
 

    Согласно общему правилу, если закон (нормативный акт) ухудшает положение граждан, он обратную силу не имеет и его действие не распространяется на правоотношения возникшие до его принятия.
 

    Редакцией статей 165 и 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 6 октября 1992 года, отпуска по уходу за детьми засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
 

    Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П нормы, которые действовали ранее, могут применяться, поскольку вновь принятый нормативный акт не должен ухудшать права лиц, которые ими пользовались до его принятия.
 

    Учитывая вышеизложенное, периоды нахождения Митиной Л.Г. в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет с 17.01.1991 года по 24 мая 1992 года, подлежит включению в педагогический стаж, дающей право на назначение ей досрочной трудовой пенсии.
 

    Необоснованным является отказ ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области о включении истице в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком после достижения им возраста 1,5 лет с 24.05.1992 года по 21.08.1992 года.
 

    Согласно редакций статей 165 и 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 6 октября 1992 года, отпуска по уходу за детьми засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
 

    Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П нормы, которые действовали ранее, могут применяться, поскольку вновь принятый нормативный акт не должен ухудшать права лиц, которые ими пользовались до его принятия.
 

    Согласно Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №667 продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличена с 1.12.1989 года до 3 лет. Согласно этому же постановлению, а также Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 года №23/23-11 указанный отпуск засчитывается в общий, непрерывный стаж и стаж работы по специальности.
 

    Исходя из этого, а также с учетом положений статей 6(ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано и определяющие, что право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе в части касающиеся исчисления трудового стажа, приобретенные ими до 1.01.2002 года (с момента вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») не могут быть ухудшены. Учитывая вышеуказанные нормы закона следует: что период нахождения Митиной Л.Г. в отпуске по уходу за ребенком после достижениям им возраста 1,5 лет с 24.05.1992 года по 21.08.1992 года, подлежит включению в педагогический стаж, дающей право на назначение ей досрочной трудовой пенсии.
 

    Несостоятельны аргументы представителя ответчика об отказе в включении периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 17.01.1991 года по 24.05.1992 года и после достижения им возраста 1,5 лет с 24.05.1992 года по 21.08.1992 года, так как она в тот период работала на должностях, не дающих права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Как было установлено в суде, в период с 15.08.1989 года по 01.09.1992 года истица работала в должности руководителя кружка районного Дома пионеров, в должности, работа в которой, согласно действовавшего на тот момент законодательства, подлежит включению в педагогический стаж, тем самым и периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и после достижения ребенком 1,5 лет до достижения им 3 лет также подлежит включению в педагогический стаж
 

    Учитывая, что при включении периода работы в должности руководителя кружка районного Дома пионеров с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года и периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 17.01.1991 года по 21.08.1992 года Митиной Л.Г. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии со снижением возраста как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, её педагогический стаж составлял на 15.08.2014 года, на момент обращения с заявлениям в ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области более 25 лет, то она имеет право на назначение ей пенсии с вышеуказанной даты.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Митиной Л.Г. к ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области удовлетворить.
 

    Включить в педагогический стаж Митиной <данные изъяты>, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы в должности руководителя кружка районного Дома пионеров с 15.08.1989 года по 21.08.1992 года (в том числе периодов отпуска ухода за ребенком до 1,5 лет с 17.01.1991 года по 24.05.1992 года и до достижения возраста 3 лет с 24.05.1992 года по 21.08.1992 года).
 

    Решение комиссии по назначению пенсий при ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области №31 от 25 августа 2014 года признать незаконным.
 

    Признать, что Митина Л.Г. имеет право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением возраста, согласно п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со дня возникновения права на данную пенсию, т.е. с 15.08.2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в Пензенский областной суд через Шемышейский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

    Судья: А.В. Терёхин