РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Соль-Илецк 30 сентября 2014 года
 

    Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
 

    судьи Степановой Е. А.,
 

    при секретаре Утегуловой И. В.,
 

    с участием:
 

    помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Красноярцевой Е. Г.,
 

    представителя ответчика Районного управления образования администрации МО Соль-Илецкий район Андронниковой Л. И.,
 

    представителя ответчика МДОБУ «Зорька» Тюляевой Н. Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-825/14 по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкого района Оренбургской области, Районному управлению образования администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования Соль-Илецкий район о признании незаконным бездействия по необеспеченнию антитеррористической защищенности территории школы, невыполнению ремонтных работ и обязании устранить нарушения,
 

установил:
 

    Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности образовательных учреждений и законодательства о противодействии актам терроризма в МБДОУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкого района Оренбургской области. В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Зорька» осуществляет образовательную деятельность согласно лицензии в здании по адресу: <адрес>, переданном в оперативное управление собственником здания администрацией МО Соль-Илецкий район. Территория детского сада огорожена забором, который частично разрушен, что позволяет осуществить несанкционированный доступ посторонних лиц к данному образовательному объекту и может привести к негативным последствиям, в том числе актам террористической направленности. Туалетные комнаты для мальчиков и девочек 1 группы, расположенной на втором этаже детского сада имеют водные подтеки, пораженные грибком и нарушение внутренней отделки, которые явились следствием разрушения целостности мягкой кровли крыши здания, расположенной над данными комнатами. Учредителем МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкого района является администрация МО Соль-Илецкий район, функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет Районное управление образования администрации МО Соль-Илецкий район. Контроль за соблюдением установленных правил нормативов и государственных стандартов в области образования на территории района в соответствии с действующим законодательством осуществляет Районное управление образование. Таким образом, ответчиками не было предпринято достаточных мер по обеспечению должных условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья лицам, обучающимся в указанном учреждении. Просил суд признать бездействие ответчиков по необеспечению антитеррористической защищенности территории детского сада и невыполнению ремонтных работ в туалетных комнатах для мальчиков и девочек группы № 1 МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкого района и мягкой кровли крыши здания, расположенного над данными комнатами, незаконным; обязать ответчиков в соответствии с действующими нормативами за счет бюджета Соль-Илецкого района в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить ограждение детского сада, провести ремонтные работы по восстановлению целостности мягкой кровли крыши и устранить водные подтеки, поражение грибком и нарушение внутренней отделки стен туалетных комнат для мальчиков и девочек группы № 1 детского сада.
 

    Впоследствии прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области изменил исковые требования. Просил суд признать бездействие ответчиков по необеспечению антитеррористической защищенности территории детского сада и невыполнению ремонтных работ в туалетных комнатах для мальчиков и девочек группы № 1 на 2 этаже, помещении прачечной на 1 этаже, туалетной комнате для персонала на 1 этаже, подвальном помещении и мягкой крыши здания, расположенной над данными помещениями, незаконным; обязать ответчиков в соответствии с действующими нормативами за счет бюджета Соль-Илецкого района в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить ограждение детского сада, провести ремонтные работы по восстановлению целостности мягкой кровли крыши и устранить водные подтеки, поражение грибком и нарушение внутренней отделки стен туалетных комнат для мальчиков и девочек группы № 1 на втором этаже, помещения прачечной на 1 этаже, коридора перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнаты для персонала на 1 этаже, подвального помещения детского сада.
 

    В ходе разбирательства дела прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области отказался от исковых требований в части обязания ответчиков восстановить ограждение МДОБУ «Зорька», устранить водные потеки, поражение грибком и нарушения внутренней отделки стен туалетных комнат для мальчиков и девочек группы № 1 на 2 этаже, помещения прачечной на 1 этаже, коридора перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнаты для персонала на 1 этаже.
 

    Определением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части прекращено.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Красноярцева Е. Г. просила суд признать бездействие ответчиков по необеспечению антитеррористической защищенности территории детского сада и невыполнению ремонтных работ в туалетных комнатах для мальчиков и девочек группы № 1 на 2 этаже, помещении прачечной на 1 этаже, коридоре перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнате для персонала на 1 этаже, подвальном помещении МДОБУ «Зорька» и мягкой кровли крыши здания, расположенной над данными помещениями, незаконным; обязать ответчиков провести ремонтные работы по восстановлению целостности мягкой кровли крыши и устранить водные подтеки, поражение грибком и нарушение внутренней отделки стен подвального помещения детского сада в соответствии с действующими нормативами за счет бюджета Соль-Илецкого района в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать детский сад системой видеонаблюдения.
 

    Представитель ответчика РУО администрации МО Соль-Илецкого района Андронникова Л. И., действующая на основании доверенности, представитель ответчика МДОБУ «Зорька» – заведующая Тюляева Н. Г. в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что в настоящее время устранены все нарушения, кроме ремонта подвального помещения и установления системы видеонаблюдения. В подвальном помещении в настоящее время ведутся работы. Средства для установления системы видеонаблюдения в настоящее время не выделяются, в связи с чем нет возможности установить данную систему.
 

    Представитель ответчика МО Соль-Илецкий район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о разбирательстве дела в свое отсутствие не просил.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

    Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
 

    В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
 

    Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
 

    Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
 

    Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
 

    В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
 

    В силу Федерального закона «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
 

    В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего общего образования, а также вопросы профилактики терроризма.
 

    На основании ст. 14 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны принимать профилактические меры по противодействию актам терроризма, в том числе путем обеспечения защиты помещений и территории образовательных учреждений.
 

    Пунктом 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиолгические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26 установлено, что станы помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
 

    В соответствии со ст.ст. 10,11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанностями граждан, юридических лиц является выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
 

    Согласно ст. 28 названного Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.
 

    Судом установлено, что МДОБУ «Зорька» с.Боевая Гора осуществляет деятельность на основании Устава, лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    В соответствии с Уставом МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, отраженное на его самостоятельном балансе (п. 1.5). Учредителем учреждения является МО Соль-Илецкий район Оренбургской области, органом управления, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является районное управления образование (п. 1.2). Одной из основных задач МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора являются создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей.
 

    Запись о создании МБОДУ «Зорька» с. Боевая Гора внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством.
 

    Постановлением администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> здание детского сада, по адресу: <адрес>, находящееся в собственности МО Соль-Илецкий район, передано на баланс и закреплено на праве оперативного управления за МДОБУ «Зорька».
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора принадлежит на праве оперативного управления двухэтажное здание детского сада по адресу: <адрес>, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Из материалов дела следует, что прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка соблюдения исполнения законодательства РФ об обеспечении безопасности образовательных учреждений и законодательства о противодействии актам терроризма в МДОБУ «Зорька» с. Боевая гора Соль-Илецкого района.
 

    В результате проверки установлено, что МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкого района Оренбургской области, не оборудовано системой видеонаблюдения, имеются водные подтеки, поражение грибком и нарушения внутренней отделки стен туалетных комнат для мальчиков и девочек группы № 1 на 2 этаже, помещения прачечной на 1 этаже, коридора перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнаты для персонала на 1 этаже, подвального помещения, которые явились следствием нарушения целостности мягкой кровли крыши здания.
 

    В ходе рассмотрения дела МДОБУ «Зорька» устранены трещины, потеки, следы грибковых поражений на стенах и потолках в туалетных комнатах для мальчиков и девочек группы №1 на 2 этаже помещения прачечной на 1 этаже, коридоре перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнате для персонала на 1 этаже, отремонтировано ограждение территории, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании представители ответчиков РУО администрации Соль-Илецкого района и МДОБУ «Зорька» исковые требования не признали, при этом подтвердили, что действительно МДОБУ «Зорька» не оборудовано системой видеонаблюдения, не закончен ремонт подвального помещение, поскольку отсутствуют денежные средства.
 

    Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
 

    Отсутствие денежных средств не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер по проведению ремонта и приведению помещений детского сада в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством, а также мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников и пресечению преступлений террористической направленности, одной из которых является установление системы видеонаблюдения.
 

    Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ответчиками не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, что нарушает права детей на безопасные условия воспитания.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит выводу об удовлетворении требований прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Зорька» с.Боевая Гора Соль-Илецкого района Оренбургской области, Районного управления образования администрации МО Соль-Илецкий район и администрации МО Соль-Илецкий район по необеспечению антитеррористической защищенности территории детского сада и невыполнению ремонтных работ в туалетных комнатах для мальчиков и девочек группы № 1 на 2 этаже, помещении прачечной на 1 этаже, коридоре перед входом в пищеблок на 1 этаже, туалетной комнате для персонала на 1 этаже, подвальном помещении МДОБУ «Зорька» и мягкой кровли крыши здания, расположенной над данными помещениями.
 

    Обязать МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкий район, Районное управление образования администрации МО Соль-Илецкий район и администрацию МО Соль-Илецкий район провести ремонтные работы по восстановлению целостности мягкой кровли крыши и устранить водные подтеки, поражение грибком и нарушение внутренней отделки стен подвального помещения детского сада в соответствии с действующими нормативами за счет бюджета Соль-Илецкого района в срок до ДД.ММ.ГГГГ
 

    Обязать МДОБУ «Зорька» с. Боевая Гора Соль-Илецкий район, Районное управление образования администрации МО Соль-Илецкий район и администрацию МО Соль-Илецкий район оборудовать детский сад МДОБУ «Зорька» системой видеонаблюдения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья подпись Е. А. Степанова
 

    Мотивированное решение составлено 03 октября 2014 года
 

    Судья подпись Е. А. Степанова