Гражданское дело № 2-220/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    18 сентября 2014 года                                                                        город Сусуман                                                                                 
 

    Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
 

    председательствующего Нечкиной С.В.,
 

    с участием:
 

    старшего помощника прокурора Сусуманского района Кометиани Т.В.,
 

    представителя ответчика ООО «Реммонтаж» Осколковой Л.Л.,
 

    при секретаре Маковей О.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сусуманского районного суда Магаданской области, расположенном по адресу: г.Сусуман, ул.Набережная, д.3, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусуманского района Магаданской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" о понуждении к проведению специальной оценки условий труда,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Реммонтаж» о понуждении к организации проведения специальной оценки условий труда в установленный судом срок.
 

    В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований трудового законодательства установлено, что ООО «Реммонтаж» меры, направленные на обеспечение соблюдения требований законодательства об охране труда, не приняты, не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.
 

    Так, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

    Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, закрепленных в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации, является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, а также установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
 

    В соответствии со ст.ст. 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте и проведение специальной оценки условий труда. Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, получение информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
 

    С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно ст. 3, ч.4 ст.8 которого специальная оценка условий труда проводится в целях идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчетао проведении специальной оценки условий труда.
 

    В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства, в ООО «Реммонтаж» с момента создания предприятия, то есть с 25.05.2002 года, аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда) не проводилась.
 

    Между тем, отсутствие специальной оценки условий труда в ООО «Реммонтаж» может повлечь за собой такие существенные нарушения прав и интересов работников, как не включение в трудовые договоры характера условий труда и предусмотренные при этом компенсации и льготы; не предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; не обеспечение надлежащим образом работников средствами индивидуальной защиты, так как только в рамках проведения специальной оценки условий труда возможна оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда, а также эффективности этих средств; отсутствие оценки травмобезопасности оборудования и приспособлений, задействованных на предприятии и др.
 

    Кроме того, отсутствием специальной оценки условий труда нарушено право работников на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
 

    В случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника, затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые, в результате бездействия работодателя в отношении обеспечения безопасных условий труда, могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.
 

    В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" обязать в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к заключению гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
 

    Представитель ответчика Осколкова Л.Л., действующая на основании доверенности с соответствующим объемом полномочий, в судебном заседании исковые требования прокурора Сусуманского района признала в полном объеме, подтвердив факты, выявленные при проведении прокурорской проверки. При этом пояснила, что положения ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ей разъяснены и понятны. Дополнительно Осколкова Л.Л. суду пояснила, что ООО «Реммонтаж» уже подыскало организацию, проводящую специальную оценку условий труда, каковой является ЗАО НИЦ «Технопрогресс», расположенное в г. Москве, произвело частичную предоплату услуг по проведению специальной оценки условий труда. В настоящее время между организациями ведется согласование условий договора.
 

    Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему.
 

    Каждый работник, в соответствии со статьей 219 Трудового Кодекса Российской Федерации, имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
 

    Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда рабочих мест в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 

    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, возложены на работодателя, который обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте и проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
 

    Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
 

    При этом специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
 

    Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью «Ремас» последнее зарегистрировано постановлением Главы Тенькинского района от 05.06.2002 года № 226 под регистрационным номером 293, в единый государственный реестр юридических лиц общество включено 05.06.2002 (л.д.8-22).
 

    При этом предметом деятельности ООО «Реммонтаж» является, в том числе: осуществление экспедиционной и автотранспортной; производство и реализация ТНП; производство и реализация сельскохозяйственной продукции; добычные работы на различные виды полезных ископаемых, горно-промышленная деятельность; монтажный ремонт и обслуживание системы водоснабжения отоплений производственных и жилых фондов; ремонт и монтаж вспомогательного котельного оборудования; изготовление и установка металлических дверей, решеток для окон; изготовление и установка прилавков для торговых точек; управление эксплуатацией жилого фонда; электромонтажные работы; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (л.д. 8-19).
 

    Согласно свидетельству о постановке на налоговый учет юридического лица, ООО «Реммонтаж» на территории Сусуманского района осуществляет свою деятельность с 10 июня 2014 года (л.д. 21).
 

    Штатным расписанием ООО «Реммонтаж» предусмотрен штат предприятия в количестве 38 единиц (л.д.29).
 

    При этом из сообщения ООО «Ремонтаж» от 25 августа 2014 года № 155ю следует, что на предприятии специальная аттестация рабочих мест не проводилась, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика (л.д.30).
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что предъявленные к ООО «Реммонтаж» исковые требования прокурора Сусуманского района о понуждении в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к заключению гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда являются законными и обоснованными.
 

    В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 173, ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
 

    Суд принимает признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с настоящим иском в суд прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
 

    Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с пп. 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам по искам неимущественного характера составляет для физических лиц 200 рублей, для юридических лиц -4000 рублей.
 

    Поскольку иск прокурора заявлен в защиту прав и интересов работников, то есть физических лиц, и подлежит удовлетворению, то с ответчика ООО «Реммонтаж» надлежит взыскать в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственную пошлину в размере 200 рублей.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Реммонтаж» удовлетворить в полном объеме.
 

    Обязать общество с ограниченной ответственностью «Реммонтаж» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к заключению гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
 

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Реммонтаж» в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 1 месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения. Днем составления мотивированного решения установить 22 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий                                                                                С.В.Нечкина