АРБИТРАЖНЫЙ СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
 

Именем Российской Федерации
 

РЕШЕНИЕ
 

    г. Краснодар                                                                                              Дело № А32-25845/2014
 

    07 ноября 2014 года
 

 

    Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бутченко Ю.В.,
 

    рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
 

    индивидуального предпринимателя Дадальян Льва Арменаковича, г. Гулькевичи
 

    о признании незаконным и отмене постановления Департамента транспорта Краснодарского края
от 16.04.2014 № 3723 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 №608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 30 000 рублей,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    индивидуальный предприниматель Дадальян Лев Арменакович (далее – предприниматель, заявитель)  обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края
(далее – департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления
от 16.04.2014 № 3723 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
 

    Стороны о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления. Основания заявленных требований изложены в заявлении. Заявитель указывает на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, а именно, при составлении протокола об административном правонарушении предпринимателю не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ. От административного органа поступил отзыв и материалы дела об административном правонарушении, административный орган указывает на законность и обоснованность оспариваемого заявителем постановления, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
 

    Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей  67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пришел к следующему выводу.
 

    Из материалов дела следует, в ходе проведения контрольных мероприятий отделом контроля за исполнением законодательства на транспорте департамента транспорта Краснодарского края 02.04.2014 в 10:50 в городе Гулькевичи на улице Комсомольской у дома №165А установлено, что индивидуальный предприниматель Дадальян Л.А., управляя принадлежащим ему автобусом «ГАЗ-322132», государственный номер В 553 MB123, оказывал услуги по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальном пригородном автобусном маршруте регулярного сообщения № 168 «Кропоткин - Гулькевичи», без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, что является нарушением п. 2 ст. 4.4 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».
 

    По результатам проверки административным органом, в присутствии предпринимателя, составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2014 № 003723.
 

    Протоколом назначена время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 16.04.2014, который получено предпринимателем, о чем свидетельствует его роспись.
 

    Рассмотрев материалы проверки, административный орган в присутствии предпринимателя, вынес постановление от 16.04.2014 №3723 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. Данное постановление направлено предпринимателю по почте.
 

    Предприниматель не согласился с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
 

    При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
 

    В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
 

    Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях, одним из которых является закон № 608-КЗ.
 

    Как указано в статье 12.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» о совершении административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом, уполномоченным на то настоящим Законом должностным лицом составляется протокол в соответствии с КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
 

    В силу статьи 12.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях предусмотренных, настоящим Законом составляются, в том числе должностными лицами органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного в области организации транспортного обслуживания населения, в пределах их полномочий - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4, 6.5 настоящего Закона.
 

    В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
 

    На основании "Положения о департаменте транспорта Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 02.03.2011 N 168 (в редакции постановления от 02.03.12 N 218) департамент является, в том числе, специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания.
 

    Закон Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" определяет порядок регулирования автомобильных пассажирских перевозок, и обеспечения безопасных условий перевозки пассажиров, устанавливает порядок и условия организации и осуществления автотранспортных пассажирских перевозок, определяет права и обязанности перевозчиков и пассажиров на территории Краснодарского края.
 

    В соответствии со статьей 3 Закона N 193-КЗ линейный контроль - регулярный контроль за работой пассажирского транспорта на линии (маршруте). Также вышеуказанной статьей предусмотрено, что межмуниципальный междугородный маршрут регулярного сообщения - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории Краснодарского края между муниципальными районами (городскими округами) или между муниципальным районом и городским округом, протяженностью более 50 километров, измеряемой от границ населенных пунктов, межмуниципальный пригородный маршрут регулярного сообщения - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории Краснодарского края между муниципальными районами (городскими округами) или между муниципальным районом и городским округом, протяженностью до 50 километров включительно, измеряемой от границ населенных пунктов, перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.
 

    Согласно частям 1, 2 статьи 4.4 Закона N 193-КЗ пассажирские перевозки, осуществляемые на межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения, организуются специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения. Пассажирские перевозки, осуществляемые на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения, организуются специально уполномоченным органом местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения. Перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения на основании договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенных соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками по итогам конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
 

    В соответствии с частью 1 статья 4.3 Закона N 193-КЗ конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
 

    Пунктом 2 статьи 4.4 Закона N 193-КЗ предусмотрено, что перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения на основании договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенных соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками по итогам конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
 

    Согласно части 4 статьи 4.4 Закона N 193-КЗ договор дает право перевозчику осуществлять пассажирские перевозки на маршруте регулярного сообщения на условиях, определенных данным договором, соответствующих указанным в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе.
 

    Договор на право осуществления пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения подписывается в течение 10 дней с момента подписания протокола заседания конкурсной комиссии (в случае проведения конкурса) или принятия решения соответствующего специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения (без проведения конкурса на условиях временной работы).
 

    Статьей 8 Закона N 193-КЗ предусмотрено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения в пределах своей компетенции организует конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, по его результатам заключает договора с перевозчиками на осуществление регулярных пассажирских перевозок и обеспечивает контроль за соблюдением перевозчиками условий таких договоров.
 

    В силу части 2 статьи 4.8 Закона N 193-КЗ, порядок осуществления контроля за выполнением перевозчиком условий договора на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, проведения линейного контроля, а также лицо, уполномоченное на осуществление данных видов контроля, определяются администрацией Краснодарского края.
 

    Согласно части 3 статьи 4.8 Закона N 193-КЗ при проведении линейного контроля осуществляется (в числе прочего) проверка наличия и правильности оформления соответствующей документации.
 

    В соответствии с частью 2 статьи 6.4 Закона N 608-КЗ оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршрутах регулярного сообщения без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края либо с органами местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - тридцати тысяч рублей, на водителя - трех тысяч рублей.
 

    Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения контрольных мероприятий отделом контроля за исполнением законодательства на транспорте департамента транспорта Краснодарского края 02.04.2014 в 10:50 в городе Гулькевичи на улице Комсомольской у дома №165А установлено, что индивидуальный предприниматель Дадальян Л.А., управляя принадлежащим ему автобусом «ГАЗ-322132», государственный номер В 553 MB123, оказывал услуги по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальном пригородном автобусном маршруте регулярного сообщения № 168 «Кропоткин - Гулькевичи», без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, что является нарушением п. 2 ст. 4.4 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае».
 

    С учетом изложенного предприниматель для осуществления деятельности по перевозке пассажиров на межмуниципальном маршруте должен был заключить договор с Департаментом.
 

    Доказательств заключения предпринимателем с уполномоченным органом договора на выполнение услуги по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальном автобусном маршруте регулярного сообщения «Кропоткин - Гулькевичи», материалы дела не содержат, как и доказательств принятия мер по его заключению.
 

    При этом заключение такого договора необходимо в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров, которые имеют право на информацию о том, кто их перевозит: легальный перевозчик, соответствующий необходимым требованиям и регулярно проверяемый органом местного самоуправления на предмет его соответствия всем требованиям к перевозчику, или перевозчик нерегулярный, действующий только на основании лицензии и от таких проверок освобождаемый.
 

    Факт совершения предпринимателем вмененного административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе фотоматериалами, письменными объяснениями, путевым листом, протоколом об административном правонарушении в отношении предпринимателя, объяснениями пассажиров.
 

    С учетом изложенного, предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров и багажа на автобусном межмуниципальном маршруте регулярного сообщения «Кропоткин-Гулькевичи» без заключения договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
 

    Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленных обязанностей. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
 

    Из материалов дела, доказательств, представленных административным органом, следует, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения названных требований, принятия мер, направленных на соблюдение законодательства в области пассажирских перевозок. В материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от заявителя.
 

    Из изложенного следует, что предприниматель имел возможность для соблюдения названных требований законодательства, однако не принял всех зависящих от него мер по его соблюдению, в связи с чем, допустил нарушение указанного законодательства.
 

    Данное правонарушение подтверждается материалами дела, доказательства отвечают требованиям статей 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ.
 

    При изложенных обстоятельствах, вывод департамента о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», является верным.
 

    Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
 

    Заявитель в обоснование требований ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, а именно, при составлении протокола об административном правонарушении предпринимателю не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ.
 

    02.04.2014 департамент составил в отношении предпринимателя протокол № 003723 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
 

    Протокол составлен в присутствии предпринимателя, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные главой 25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подписавшего протокол без замечаний, и который был ознакомлен с ним и получил его 02.04.2014, о чем свидетельствует его роспись.
 

    Постановление от 16.04.2014 №3723 вынесено в присутствии предпринимателя, о чем свидетельствует его роспись в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.04.2014, при этом предпринимателю также разъяснены его права и обязанности, установленные КоАП РФ.
 

    Судом установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, установленный статьями 25.1, 25.4, 28.2, 29.10 КоАП РФ.
 

    При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности законным и обоснованным.
 

    Суду не представлено доказательств малозначительности совершенного правонарушения. Суд также, оценивая противоправное деяние, выразившееся в осуществлении предпринимателем перевозок по утвержденному маршруту без соответствующего договора, полагает, что указанное правонарушение в рассматриваемом случае не может быть квалифицировано малозначительным, поскольку создает угрозу охраняемым общественным отношениям в области пассажирских перевозок. Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об исключительности правонарушения, не представлено.
 

    В силу пункта 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
 

    В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
 

    Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
 

 

РЕШИЛ:
 

 

    В удовлетворении заявленных требований отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
 

 

    Судья                                                                                                                        Ю.В. Бутченко