АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
 

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
 

 

Именем Российской Федерации
 

 

РЕШЕНИЕ
 

 

Дело № А39-5195/2014
 

    город Саранск                                                                     07 ноября 2014 года
 

    Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2014 года.
 

    Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2014 года.
 

    Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,
 

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касымовой И.М.
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 
 

    Прокурора Ленинского района г. Саранска, г.Саранск
 

    к индивидуальному предпринимателю Лукманову Рамилю Рашидовичу, пос. Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия
 

    о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
 

    при участии в заседании:
 

    от заявителя: Адмаевой Е.В..,  помощника прокурора Ленинского района г.Саранска, предъявлено служебное удостоверение,
 

    от ответчика: не явился (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
 

    установил:
 

    прокурор Ленинского района г.Саранска   (далее по тексту – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный  суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Лукманова Рамиля Рашидовича  (далее по тексту – ответчик, предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубое нарушение условий лицензирования, выразившееся в неправильном хранении лекарственных средств.
 

    Лукманов Р.Р. в судебное заседание не явился. В заявлении  от 24.09.2014 нарушения, выявленные проверкой, признал полностью, просил дело рассмотреть в его отсутствие и назначить минимальную меру взыскания.
 

    На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя Лукманова Р.Р.,  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
 

    Из материалов дела установлено, что Лукманов Рамиль Рашидович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена  запись  за основным государственным регистрационным номером 304132220100012.
 

    В соответствии с планом  работы  прокуратуры Ленинского  района г.Саранска Республики Мордовия  заместителем прокурора Ленинского района г.Саранска с участием помощников прокурора Ленинского района г.Саранска,  понятых и в присутствии  предпринимателя    23 сентября 2014 года был осуществлен осмотр  помещения аптеки "Доктор Пилюлькин", расположенного  по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Полежаева, дом 55,  принадлежащего предпринимателю Лукманову Р.Р.  на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещение от 01.09.2004, и  где последний осуществляет свою   деятельность,     по вопросу  соблюдению  законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении фармацевтической деятельности.
 

    В ходе проверки установлено, что предпринимателем допущено грубое нарушение условий лицензирования в сфере осуществления фармацевтической деятельности, а именно в нарушение  Правил хранения лекарственных средств(далее – Правила хранения лекарственных средств), утвержденных приказомМинздравсоцразвития РФ  от 23.08.2010 №706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств",   не соблюдается  режим хранения лекарственных сред­ств,  а именно: 
 

    1). "Ретинол",  2 пачки, производитель ЗАО "Алтайвитамины", подлежит хранению при температуре от +18 град.С до +20 град С (указание на упаковке), хранился в  холодильнике №3  при температуре на момент проверки +9 град. С;
 

    2). "Панкреатин", 9 пачек,   производитель ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод", подлежит хранению при температуре от +12 град. С до +20 град.С (указание на упаковке), хранился в холодильнике №3  при температуре на момент проверки +9 град.С;
 

    3). "Валидол с глюкозой", 10 блистеров, производитель ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод",   подлежит хранению при температуре от +12 град.С до +18 град С (указание на упаковке), хранился в  холодильнике №3 при температуре на момент проверки +9 град. С;
 

    4). "Нитросорбит", 2 пачки, производитель ООО "Озон", подлежит хранению при температуре  от +12 град.С до +15 град С (указание на упаковке), хранился в  холодильнике №3  при температуре на момент проверки +9 град. С.                                                                                           
 

    Выявленные нарушения нашли свое отражение в протоколе осмотра  от 23.09.2014.
 

    24 сентября 2014 года в отношении предпринимателя  Лукманова Рамиля Рашидовича и с его участием  было вынесено постановление о возбуждении дела   об административном правонарушении, в котором нашли отражение нарушения, установленные в момент проведения проверки, и указано, что   фармацевтическая деятельность осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за что предусмотрена ответственность  частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Ленинского района г.Саранска  Республики Мордовия в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Лукманова Р.Р. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя,  суд находит, что  заявление  подлежит  удовлетворению.
 

    Согласно части 3 статьи 23 и  части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
 

    Право юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
 

    На основании  подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона                   от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая  деятельность подлежит лицензированию.
 

    22.08.2013 Министерством здравоохранения Республики Мордовия индивидуальному  предпринимателю  Лукманову Рамилю Рашидовичу  выдана лицензия  (регистрационный № ЛО-13-02-000317) серия ЛО-13 №0000296 на право осуществления фармацевтической деятельности – хранения лекарственных препаратов для медицинского применения; розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения;  отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения,  сроком действия -бессрочно. Согласно приложению № 1 к указанной лицензии осуществление фармацевтической деятельности разрешено Лукманову Р.Р. в аптеке, расположенной  по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск,  ул.Полежаева,               дом 55.
 

    В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой  специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
 

    В силу части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, в размере от четырех  тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

    Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
 

    Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, предусмотрено, что  осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
 

    В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности  лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, помимо прочего, является соблюдение лицензиатомтребований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". 
 

    Согласно подпункту "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности  предусмотрено соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:
 

    лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;
 

    лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
 

    Согласно пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах", правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
 

    Приказом  Минздравсоцразвития РФ  от 23.08.2010 №706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее –Правила хранения лекарственных средств).
 

    Пунктом 32 Правил хранения лекарственных средств предусмотрено, что  хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
 

    Согласно пункту 42 Правил хранения лекарственных средств организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
 

    Как установлено судом, в нарушение вышеуказанных положений хранение предпринимателем  лекарственных сред­ств, указанных в протоколе осмотра от 23.09.2014 и  постановлении о возбуждении  дела об административном правонарушении от 24.09.2014, осуществлялось ответчиком   с нарушением условий  их хранения, указанных на вторичной (потребительской) упаковке соответствующего лекарственного средства.
 

    Факт хранения лекарственных средств с нарушением условий хранения ответчиком   признан как в ходе проверки от 23.09.2014,  при вынесении постановления от 24.09.2014,  так  и в заявлении от  24.09.2014, направленном в адрес суда.
 

    Факт нарушения предпринимателем  вышеперечисленных условий лицензирования в области осуществляемого   вида деятельности установлен материалами дела: протоколом осмотра  от 23.09.2014 и приложенными к нему фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.09.2014, пописанным  предпринимателем  без возражений, объяснениями  предпринимателя, данными 24.09.2014.
 

    Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    Вина предпринимателя в совершении правонарушения материалами дела доказана, Лукманов Р.Р.совершил противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
 

    В части 1 статьи 1.5 Кодекса установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, то есть, получая лицензию, лицензиат принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях и, соответственно, не соблюдать их.
 

    Из содержания частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
 

    Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
 

    При таких обстоятельствах, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, а также представленные прокуратурой материалы административного дела, суд пришел к выводу, что предпринимателем в аптеке "Доктор Пилюлькин"  не обеспечены необходимые условия хранения лекарственных средств, что является нарушением требований  Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010                 №706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.                                                                                                                
 

    Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что предпринимателем  предприняты исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
 

    С учетом изложенного, суд пришел  к выводу о доказанности прокуратурой  факта осуществления предпринимателем Лукмановым Р.Р. фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий лицензирования, вины ответчика в совершении указанного правонарушения, и, соответственно, о наличии  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
 

    Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом  не установлено.
 

    Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор  вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
 

    О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление,  которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП).
 

    Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.09.2014 вынесено прокурором Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия  в присутствии   предпринимателя   Лукманова Р.Р., им подписано,  содержание постановления  соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса  об административных правонарушениях.            
 

    На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения предпринимателя  к административной ответственности, установленный частью 1 статьи  4.5     КоАП РФ (три  месяца с момента обнаружения),  не истек.
 

    В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ  дела об административных правонарушениях, предусмотренных   статьей 14.1   Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
 

    При изложенных обстоятельствах прокурор Ленинского района г.Саранска правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением  о привлечении  индивидуального предпринимателя Лукманова Р.Р. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
 

    В соответствии с примечанием к  статье2.4 Кодекса РФ  об административных правонарушениях  совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
 

    Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
 

    При назначении административного наказания  учитываются характер совершенного  административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 26.1 КоАП РФ). 
 

    В данном случае вменяемое предпринимателю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.    Выявленное в ходе проведения   проверки нарушение по своему характеру и степени общественной опасности не может быть признано малозначительными, так как отнесено к категории грубых.
 

    В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих от ответчика мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. Предприниматель Лукманов Р.Р. осуществляет деятельность по реализации лекарственных препаратов, несоблюдение условий по их надлежащему хранению угрожает жизни и здоровью граждан.
 

    Какие-либо доказательства исключительности случая вмененного ответчику административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
 

    Выполнение соответствующей обязанности по устранению допущенных нарушений после выявления соответствующего нарушения, отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, а также совершение правонарушения впервые,  не свидетельствуют о малозначительности правонарушения,   на характер совершенного правонарушения не влияют, об его исключительности не свидетельствуют. Данные обстоятельства могут учитываться только при назначении наказания.
 

    Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств – признание вины,  совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств,  суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Лукманова Р.Р.  к административной ответственности  по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и применить к ней административное наказание   в виде взыскания штрафа  в минимальном размере, предусмотренном  указанной нормой  в размере   4000 руб.
 

    Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не                              рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
 

    Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями  167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
 

 

р е ш и л:
 

    заявление прокурора  Ленинского  района г.Саранска (место нахождения: г.Саранск, ул. Кирова, 54"а") удовлетворить.
 

    Привлечь индивидуального предпринимателя Лукманова Рамиля Рашидовича, дата рождения – 20.03.1966, место рождения – г.Мензелинск Республики Татарстан, зарегистрирован по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, пос. Комсомольский,  ул.Цветочная, дом 8 (дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 19.07.2004 Межрайонной инспекцией МНС России №4 по Республике Мордовия, ОГРНИП  304132220100012, ИНН 132200060179) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере                 4000 рублей.
 

    Предложить индивидуальному предпринимателю Лукманову Рамилю Рашидовичу  оплатить штраф в добровольном порядке в течение  шестидесяти дней  с момента вступления решения  в законную  по следующим реквизитам:
 

    - наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Прокуратура Республики Мордовия);
 

    - счет получателя платежа: 40101810900000010002;
 

    - банк получателя – ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск;   БИК- 048952001;ОКТМО – 89701000;  ИНН – 1326049148;
 

    - КПП – 132601001;   КБК – 41511690040046000140;
 

    - в графе "Назначение платежа" указывается – "Штраф" и номер данного дела. 
 

    Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
 

    В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    Судья                                                                          Л.А. Артамонова