АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
 

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
 

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
 

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

РЕШЕНИЕ
 

 

 

    г.Чита                                                                                                         Дело №А78-7357/2014
 

    07 ноября 2014 года
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2014 года
 

    Решение изготовлено в полном объёме 07 ноября 2014 года
 

 

    Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В.,
 

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Обуховой М.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю к Совету сельского поселения «Ортуй» Муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года в размере 1000 руб.
 

 

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Забайкальскому краю (далее  налоговый орган) обратилась в суд к Совету сельского поселения «Ортуй» Муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края с заявлением о взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года в размере 1000 руб.
 

    Заявитель и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
 

    При указанных обстоятельствах судебное разбирательство проводится в отсутствии сторон в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
 

    Исходя из части 6 статьи 228 АПК РФ при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства протоколирование не ведется.
 

    В материалы дела от налогового органа  поступило ходатайство, согласно которому налоговый орган поддерживает заявленные требования в полном объеме, с приложением выписки из лицевого счета (вх. А78-39095 от 06.11.2014).
 

    Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил следующее.
 

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  № 1 по Забайкальскому краю зарегистрирована в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2004 за ОГРН 1048080011957, ИНН 8001009770, место нахождения: 687000, Забайкальский край, Агинский р-н, пгт. Агинское, ул. Комсомольская, 24.
 

    Совет сельского поселения «Ортуй» Муниципального района «Могойтуйский район» Забайкальского края  зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1038080008416, ИНН 8003024766, место нахождения: 687000, Забайкальский край, Могойтуйский р-н, с. Ортуй, ул. Ленина.
 

    Налогоплательщиком 25.04.2013  в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате за декларируемый налоговый период, составила 0 рублей.
 

    Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, в ходе которой установлен факт представления ответчиком налоговой декларации с нарушением установленного статьей 174  Налогового кодекса РФ срока, что отражено в акте камеральной налоговой проверки N 12032 от 05.08.2014. Уведомлением № 7098 от 18.08.2013 налогоплательщик  вызван для участия в рассмотрении материалов проверки.
 

    По результатам проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю принято решение N 14151 от  26.09.2013  о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление организацией в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в сумме 1000 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 119  Налогового кодекса РФ.
 

    На основании решения выставлено требование от 20.11.2013 N 1979 об уплате штрафа в сумме 1000 рублей со сроком исполнения до 20.01.2014. Требование направлено налогоплательщику заказным письмом.
 

    Указанное требование оставлено учреждением  без исполнения, что  послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением.
 

    Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ учреждение является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
 

    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
 

    В силу пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
 

    Согласно статье 163Налогового кодекса РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
 

    Таким образом, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость  за 1 квартал 2013 год должна быть представлена не позднее 22.04.2013. Как следует из материалов дела, вышеуказанная налоговая декларация представлена налогоплательщиком в налоговый орган 25.04.2013, то есть с нарушением установленного срока. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе указанной декларации, составила 0 рублей.
 

    Вместе с тем суд считает, что налоговым органом нарушен совокупный срок обращения за взысканием штрафа в судебном порядке  по следующим основаниям.
 

    Статьей 100.1 Налогового кодекса РФ установлен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Из пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
 

    Как следует из материалов дела, несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года выявлено налоговым органом в ходе камеральной проверки.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
 

    В силу п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
 

    Таким образом, из анализа указанных норм следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
 

    В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013  «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума  ВАС РФ от 30.07.2013  N 57), принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 Налогового кодекса РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
 

    Согласно материалам дела налоговым органом не проверялась правильность исчисления учреждением  налога, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах только в рамках проведения налоговых проверок. Выявление налоговым органом лишь факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, обнаруженного непосредственно в день представления учреждением названной декларации, не требовало проведения камеральной налоговой проверки в порядке ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
 

    Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ, обусловлен фактом предоставления декларации и соотношением срока представления декларации, установленного  законодательством о налогах и сборах, с датой фактического ее представления налогоплательщиком. Следовательно, нарушением срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 год является дата фактического представления декларации.
 

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, неверно применил форму налогового контроля - камеральную проверку и, следовательно, нормы п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ о   проведении проверки в течение трех месяцев.
 

    В силу пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
 

    Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость  за 1 квартал 2013 года  (25.04.2013), обязан был в срок до 17.05.2013  составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах. С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4  Налогового кодекса РФ, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи заинтересованному лицу, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (пункты 5 - 7, 10, 11 указанной статьи).
 

    При этом суд учитывает разъяснения, изложенные в пунктах 28  и 29 Постановления № 57 от 30.07.2013. В частности, пунктом 28 Постановления Пленума  ВАС РФ от 30.07.2013  N 57 предусмотрено, что поскольку положениями статьи 101.4 Налогового кодекса РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, названного акта, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, судам применительно соответственно к пункту 5 статьи 100 и пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ следует исходить из того, что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты составления акта (вынесения решения).
 

    В силу пункта 29 Постановления Пленума  ВАС РФ от 30.07.2013  N 57  согласно пункту 5 статьи 100, пункту 9 статьи 101, пунктам 4 и 11 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом. Поскольку указанными положениями специальный срок для направления таких актов (решений) не установлен, данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).
 

    Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Налогового кодекса РФ, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции, установленного статьей 115 названного Кодекса. С учетом положений 69, 70, 101.4, 115  Налогового кодекса РФ суд полагает, что налоговым органом пропущен совокупный срок на взыскание в судебном порядке штрафа в размере 1000 руб. за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость  за  1квартал 2013 года  по п. 1 ст.119 Налогового кодекса РФ.
 

    Так, налоговый орган обратился за взысканием налоговых санкций в судебном порядке 17.07.2014 (согласно входящему штемпелю суда).  Вместе с тем, исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом спорной декларации, совокупный срок обращения в суд с подобным заявлением истек 28.04.2014:  10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с п. 1 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (16.05.2013) + 5 дней на вручение акта (23.05.2013) + 6 дней для направления акта по почте (31.05.2013) + один месяц на представление возражений на акт в соответствии с п. 5 ст. 101.4 Налогового кодекса  РФ  (01.07.2013) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения  в соответствии с п. 6 с. 101.4 Налогового кодекса РФ (15.07.2013) + 5 дней на вручение решения (22.07.2013) + 6 дней для направления решения по почте (30.07.2013) + 20  дней на выставление требования в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса (27.08.2013) + 60 календарных дней на исполнение требования (срок установлен налоговым органом  в требовании № 1979 от 20.11.2013 на основании п. 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ) (28.10.2013) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд в соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса (28.04.2014).
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление подано налоговым органом по истечении указанного срока, при этом соответствующее ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не подавалось, из материалов дела не усматривается наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
 

    Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 № А19-16234/2011, от 26.02.2013 по делу № А78-3597/2012, от 27.02.2013 по делу № А78-3521/2012, постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу № 7903/2014, от 28.10.2014 по делу № А78-7905/2014.
 

    Заявленное налоговым органом ходатайство о восстановлении пропущенного срока   отклоняется судом ввиду того, что  в нём не приведены уважительные причины пропуска срока обращения в суд. Иных доказательств о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд за взысканием сумм задолженности налоговым органом в дело не представлено. Указанные обстоятельства влекут самостоятельный отказ в удовлетворении требований налогового органа.
 

    В  силу прямого указания части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Таким образом, в предмет исследования  по рассматриваемому делу входят обстоятельства, подтверждающие  обоснованность произведенных доначислений, соблюдение установленной процедуры  при принятии решения о привлечении  к ответственности,  а также  процедуры взыскания  доначисленных налогов, пени, штрафа.
 

    На основании вышеизложенного,  заявленные налоговым органом требования не подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

 

РЕШИЛ:
 

 

    В удовлетворении заявленных требований отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
 

         
           Судья                                                                                                      О.В. Новиченко