Дело № 2-515/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

23 октября 2014 года село Старое Дрожжаное.
 

    Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Яфизова М.А.,
 

    при секретаре Мискиной Т.Н.,
 

    с участием истца Багаутдинова И.И.,
 

    представителя УПФ РФ Яфизовой Г.Р., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдинова И.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) о признании отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и признании за ним права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Багаутдинов И.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) и просит:
 

    Признать незаконным решение начальника отдела Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет.
 

    Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) включить в специальный трудовой стаж:
 

    - период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
 

    - период учебы в Казанском государственном университете имени В.И.Ульянова-Ленина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в управление.
 

    Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) возврат государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по составлению искового заявления в размере 2000 рублей.
 

    В обоснование своих требований Багаутдинов И.И. указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в Советской Армии. АК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился в Казанском государственном университете имени В.И.Ульянова-Ленина. Однако при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет Управление Пенсионного Фонда отказало ему включить указанные периоды в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет. Тем самым пенсия за выслугу лет ему не была назначена. Считает решение Управления Пенсионного Фонда незаконным.
 

    В судебном заседании Багаутдинов И.И. поддержал свои требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснил, что трудовую деятельность он начал ДД.ММ.ГГГГ в Стародрожжановской средней школе в должности старшего пионервожатого. Проработал почти год. Этот период включили в специальный трудовой стаж. С этой должности его призвали в Армию. На момент обращения за назначением досрочной пенсии он на это имел право. Его чисто педагогический стаж составляет более 20 лет. Служба в Армии почти 2 года и 5 лет учебы по очной форме обучения в Казанском государственном университете. В итоге специальный трудовой стаж составляет более 25 лет. Управление Пенсионного Фонда необоснованно отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии. Просит признать решение Управления Пенсионного Фонда незаконным, обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии период службы в Советской Армии и учебы в Казанском государственном университете и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда. Просит также взыскать судебные расходы.
 

    Представитель ответчика - УПФ РФ в г. Буинске РТ Яфизова Г.Р. требования истца не признала и пояснила, что Багаутдинову И.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По Положению служба в рядах Советской Армии и учеба в университете не засчитывается в специальный стаж. При этом Пенсионный Фонд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.
 

    Выслушав объяснения истца Багаутдинова И.И., представителя ответчика Яфизовой Г.Р. и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
 

    Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Судом установлено, что истец Багаутдинов И.И. начал свою трудовую биографию ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего пионервожатого Стародрожжановской средней школы. Освобожден с указанной должности ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в Советскую Армию. Проходил срочную службу в советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он зачислен в число слушателей подготовительного отделения с дневной формой обучения Казанского государственного университета. А ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число студентов 1 курса указанного учебного заведения с дневной формой обучения. ДД.ММ.ГГГГ отчислен в связи с окончанием КГУ. ДД.ММ.ГГГГ принят в Стародрожжановскую школу-гимназию учителем истории. С тех пор он занимается педагогической деятельностью в школе и в настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ, работает директором МБОУ «Стародрожжановская средняя школа № 2». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ в г. Буинске РТ (отдел в Дрожжановском районе) с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением начальника отдела в Дрожжановском районе РТ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По мнению Управления ПФР, на момент подачи заявления специальный стаж Багаутдинова И.И. составил всего 20 лет 4 месяца 13 дней.
 

    В специальный стаж не включены период прохождения Багаутдиновым И.И. службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период учебы в Казанском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Изложенные выше обстоятельства подтверждаются представленными в суд документами, в том числе: трудовой книжкой, военным билетом и дипломом об окончании КГУ. Представителем ответчика они не оспариваются.
 

    Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
 

    Спорные период службы в Армии и период учебы истца на очном отделении педагогического факультета Казанского государственного университета относятся ко времени действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
 

    Согласно п.п. "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
 

    В соответствии с п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
 

    При этом, в силу п. 4 Положения, время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту работу.
 

    2/3 от необходимого специального стажа от объема в 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев.
 

    Доводы ответчика со ссылкой на принятие Правительством РФ Постановления № 781 от 29.10.2002 г., которым Постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 г. N 1397 признано не подлежащим применению, о том, что на момент отмены Положения истец не имеет, предусмотренного в п. 4 - 2/3 педагогического стажа, правового значения для оценки его пенсионных прав не имеет, поскольку такой стаж должен быть выработан на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, а не на период действия Положения 1959 года.
 

    Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.
 

    Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорные периоды в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).
 

    При установлении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности следует учитывать специальные нормы, регулирующие вопросы включения в стаж периодов работы и иных периодов для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
 

    Время нахождения Багаутдинова И.И. на военной службе по призыву в спорный период подлежит включению в специальный стаж исходя из принципа правовой определенности на основании утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
 

    Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, данный период службы Багаутдинова И.И. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права в календарном исчислении.
 

    С учетом того, что специальный педагогический стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 20 лет 4 месяца 13 дней, суд считает обоснованным включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а также периода учебы на педагогическом факультете Казанского государственного университета по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    При этом следует иметь ввиду, что начало периода учебы в Казанском государственном университете приходится на период действия Положения 1959 года.
 

    До поступления в указанное учебное заведение истец имел педагогический стаж работы в качестве старшего пионервожатого Стародрожжановской средней школы, подлежащий включению в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии. И после окончания учебного заведения он непосредственно продолжал заниматься педагогической деятельностью.
 

    Исходя из ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
 

    Как следует из материалов дела, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
 

    При сложении стажа исчисленного пенсионным органом, продолжительностью 20 лет 4 месяца 13 дней и спорные периоды военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 24 дня), и период учебы в Казанском государственном университете ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 3 месяца 16 дней) на день обращения истца за пенсией продолжительность специального стажа составляла 26 лет 7 месяцев 23 дня.
 

    Таким образом, решение начальника отдела Управления ПФР в Дрожжановском районе РТ об отказе Багаутдинову И.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня его обращения является необоснованным. Исковые требования Багаутдинова И.И. в указанной части подлежат удовлетворению.
 

    Судебные расходы истца Багаутдинова И.И. суд считает подлежащими удовлетворению частично.
 

    При подаче иска в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей.
 

    В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
 

    Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.
 

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
 

    Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
 

    Истцом Багаутдиновым И.И. были понесены расходы на представителя в сумме 2000 рублей за составление искового заявления.
 

    Расходы, понесенные истцом по оказанию юридических услуг по составлению искового заявления на сумму 2000 рублей, и оплату государственной пошлины на сумму 200 рублей, подтверждены соответствующими квитанциями.
 

    Суд считает разумным взыскать с ответчика в пользу Багаутдинова И.И. расходы по оказанию юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 1000 (одна тысяча) рублей и возврат уплаченной государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск Багаутдинова И.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) о признании отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и признании за ним права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.
 

    Признать решение начальника отдела Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Багаутдинову И.И. в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет незаконным.
 

    Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) включить в специальный трудовой стаж Багаутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды его службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период учебы в Казанском государственном университете имени В.И.Ульянова-Ленина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (отдел в Дрожжановском районе) в пользу Багаутдинова И.И. возврат государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей и расходы по составлению искового заявления в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
 

Председательствующий: М.А.Яфизов.