Дело № <данные изъяты>
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    ДД.ММ.ГГГГ      <адрес>
 

    <данные изъяты> суд <адрес> в составе:
 

    председательствующего судьи Ракитянской И.Г.,
 

    при секретаре Марченко Л.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> о понуждении администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления такого сбора,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    <адрес> обратился в суд с иском о понуждении администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, в котором просил обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп; принять нормативные правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп; определить места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп; проинформировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.
 

    Свое исковое заявление прокурор мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп, были выявлены нарушения в деятельности администрации <данные изъяты> <адрес> при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории муниципального образования не определен порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование потребителей о местах их первичного сбора, тем самым нарушаются права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории <данные изъяты> сельсовета <адрес> на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Косторная Л.А., уточнив исковые требования, просила обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> организовать на территории муниципального образования сбор отработанных ртутьсодержащих ламп; определить места их первичного сбора и проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства.
 

    В судебном заседании представитель Администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по доверенности заместитель главы администрации ФИО4 исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> возражений против заявленных прокурором <адрес> исковых требований не имеет, поскольку действительно администрацией муниципального образования требования законодательства в сфере организации ртутьсодержащих ламп до настоящего времени не выполнялись, однако в ближайшее время необходимые меры по устранению указанных недостатков будут предприняты.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ требования являются обоснованными и полагает их удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
 

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
 

    В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
 

    Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
 

    Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № 786, отработанные ртутьсодержащие лампы отнесены к первому классу опасности.
 

    В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
 

    Пунктами 8, 9, 12 данных Правил установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
 

    Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
 

    В соответствии с Уставом муниципального образования <данные изъяты> сельсовет» <адрес> в структуру органов местного самоуправления входит администрация <данные изъяты> сельсовета.
 

    Согласно п. 18 ст. 3 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
 

    Таким образом, обязанность по организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» возложена на администрацию МО «<данные изъяты> сельсовет».
 

    В судебном заседании установлено, что перечисленные требования федерального законодательства администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес>, не выполняются. В частности, на территории муниципального образования не приняты меры к обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не принят нормативный акт, содержащий вопросы организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп не определены, что нарушает гарантированные Конституцией и законодательством РФ права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
 

    В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
 

    Суд полагает, что заявление прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не выходит за рамки предоставленных ему законом полномочий.
 

    При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> обязанность организовать на территории муниципального образования сбор отработанных ртутьсодержащих ламп; определить места их первичного сбора и проинформировать их потребителей о порядке осуществления такого сбора, удовлетворив требования прокурора. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда срок - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу, и считает установленный срок разумным и достаточным.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и их информирование о порядке осуществления такого сбора.
 

    Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение месяца после его вынесения.
 

    Председательствующий судья         И.Г. Ракитянская