Д Е Л О N 2-553-2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

р.п. Мордово 27 октября 2014 года
 

    Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
 

    председательствующего судьи Карташова А.В.,
 

    при секретаре Сорокиной К.Ю.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатохина А.А. к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Шатохина А.А. обратилась в суд с иском к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.
 

    Определением Мордовского районного суда Тамбовской области от 30 сентября 2014 года произведена замена ответчика администрации Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области на его правопреемника администрацию Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области.
 

    Шатохина А.А. в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление с просьбой удовлетворить иск в полном объеме и рассмотреть дело без ее участия.
 

    Представитель ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области по доверенности Плужников А.В. в судебное заседание не явился, направив в суд заявления о признании иска в полном объеме и просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Представитель ответчика администрации Мордовского поссовета Мордовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, направив в суд заявления о признании иска в полном объеме и просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
 

    В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Суд изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
 

    По завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> полностью завещала дочери Шатохина А.А. (л.д. 16).
 

    ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 15).
 

    Как следует из письма нотариуса Мордовского района Тамбовской области от 22.09.2014 года № после ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело № 71/2013. Наследство по завещанию приняла дочь Шатохина А.А. (л.д. 43).
 

    Частью 1 статьи 1153 ГК РФ установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
 

    В силу ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
 

    По этим основаниям суд приходит к выводу, что Шатохина А.А. приняла все причитающееся ей наследство по завещанию после смерти матери ФИО1
 

    По свидетельству о праве на наследство по закону от 09.07.1997 года, выданному нотариусом Мордовского района Тамбовской области, наследником имущества ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ является дочь – ФИО1, Наследственное имущество состоит из целого домовладения, расположенного в селе <адрес>, состоящего из одного жилого кирпичного строения размером полезной площади 23,7 кв.м., в том числе жилой – 15,3 кв.м., с деревянными сенями. Свидетельство на земельный участок в с. Б-Даниловка выдано 08.02.1996 года, участок площадью 0,50 га (л.д. 17).
 

    Постановлением администрации Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области от 20.10.1998 года № «О порядке присвоения и учета порядковых номеров объектам недвижимости» Жилому дому собственника ФИО1 (бывший собственник ФИО2) присвоен адрес: <адрес> (л.д. 12).
 

    Как следует из выписки из похозяйственной книги № лицевой счет № Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области домовладение по адресу: <адрес> значится за ФИО1 (л.д. 11).
 

    Как следует из акта от 24.04.2014 года начальником отдела архитектуры и строительства администрации Мордовского района ФИО3 произведен осмотр жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соответствия архитектурно-строительным нормам и правилам. В результате осмотра установлено, что строительство жилого дома, произведена без нарушения архитектурно-строительных норм и правил, может быть оформлено в установленном порядке и зарегистрировано в отделе по Мордовскому району Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области (л.д. 12).
 

    Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
 

    По техническому паспорту от 29.09.2014 года жилой дом № с. <адрес> 1905 года постройки, внесен в реестр 21.09.1989 года, сведения о правообладателях дома отсутствуют, общая площадь домовладения составляет 46,2 кв.м., жилая 21,4 кв.м. (л.д. 15-22).
 

    Право собственности на переустроенный жилой дом в установленном законом порядке ФИО1 при жизни зарегистрировано не было, поэтому право собственности на указанное имущество у нее не возникло. При этом возможность государственной регистрации указанного права в настоящее время правообладателями фактически утрачена в связи со смертью наследодателя
 

    Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество у наследодателя, который мог бы их получить при жизни, обладая объектом недвижимости и имея пакет необходимых документов для регистрации права собственности до смерти, наследник умершей ФИО1 не имеет возможности вступить в наследство и зарегистрировать право собственности на жилой дом, как объекта недвижимого имущества, без участия наследодателя, по независящим от истца обстоятельствам, что ущемляет ее наследственные права.
 

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей; данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
 

    В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
 

    В соответствии со ст.ст. 17, 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
 

    Жилой дом, принадлежавший ФИО1, состоял на учете в Большеданиловском сельсовете Мордовского района Тамбовской области в похозяйственной книге и в реестре БТИ Мордовского района с 21.09.1989 года.
 

    ФИО1 как собственник, длительное время добросовестно, открыто и непрерывно владела построенным домом (недвижимым имуществом).
 

    По этим основаниям, учитывая признание иска ответчиками, суд считает возможным включить в состав наследства ФИО1 жилой дом № села <адрес> и признать за Шатохина А.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на это имущество.
 

    При доме № села <адрес> находится земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель ФИО1, кадастровый номер №, общей площадью 5000 кв.м. (л.д. 18-21).
 

    Как следует из справки администрации Большеданиловского сельсовета Мордовского района Тамбовской области от 27.12.2013 года № постановление на закрепление участка, расположенного по адресу: <адрес> Большеданиловским сельсоветом не готовилось. Свидетельство на право собственности и постоянного пользования землей выдавалось (л.д. 14).
 

    В силу ст. 35 ЗК РФ судьба жилого строения, находящегося на земельном участке, неразрывно связана с судьбой земельного участка.
 

    Таким образом, в собственности ФИО1 находился земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, площадь которого составляет 5000 кв.м.
 

    В силу пункта 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
 

    При жизни ФИО1 не зарегистрировал право собственности на находящийся у него в пользовании для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок.
 

    Пунктом 1 статьи 1181 ГК РФ установлено, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
 

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания этого права.
 

    При таких обстоятельствах суд, учитывая признание иска ответчиками, считает возможным признать за Шатохина А.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5000 кв.м.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Шатохина А.А. удовлетворить полностью.
 

    Включить в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ жилой дом общей площадью 46,2 кв.м., жилой площадью 21,4 кв.м. и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 5000 кв.м., кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>.
 

    Признать за Шатохина А.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ жилой дом общей площадью 46,2 кв.м., жилой площадью 21,4 кв.м. и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 5000 кв.м., кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
 

Судья А.В. Карташов