Дело № 2-218/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

с. Нижний Цасучей                                                                                     20 октября 2014 года
 

    Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Пойловой М.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Н.И. к МБДОУ Нижнецасучейском детскому саду «Тополек», Администрации МР «Ононский район», Министерству по делам образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы,
 

у с т а н о в и л :
 

    Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои доводы следующим: истец работает в должности повара в МБДОУ Нижнецасучейском детском саду «Тополёк» с «01» февраля 2013 г. Размер начисленной заработной платы с 1 июня 2014г. по 31 августа 2014г. составил 14 688,06 руб., и включал в себя: оклад (тарифную ставку) 2 188 руб., районный коэффициент 30% (833,63 руб.), процентную надбавку за непрерывный стаж работы 40% (1 111,50 руб.), 15% категория (328,20 руб.), 12% ДИЗ.средства (262,56 руб.). Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает трудовые права истца и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Компенсационные выплаты и доплаты должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равный МРОТ, а не применяться как средство доведения заработной платы до МРОТ, поскольку являются одним из видов государственных гарантий. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2014 года в размере 10281,73 рублей.
 

               В судебном заседании истица И.Н.И. требования поддержала по доводам изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Просила производить начисления заработной платы в соответствии с требованиями закона с момента обращения в суд с 01.09.2014г.
 

    Представитель ответчика детского сада «Тополёк» К.Т.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
 

              Представители ответчиков администрации МР «Ононский район», Министерство по делам образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Администрация района представили суду отзыв на исковые требования, согласно которых с исковыми требованиями не согласны. Указали что финансирование произведено в полном объёме. Заработная плата истицы составляла размер более минимального размера оплаты труда, в связи с чем нарушения прав работников не имеется. Просили применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
 

             Суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
 

             Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

              Как установлено в судебном заседании, истица находится в трудовых отношениях с МБДОУ «Нижнецасучейский детский сад «Тополек» с 01.02.2013г работает в должности повара.
 

             Из материалов дела следует, что при полностью отработанной норме часов размер заработной платы истицы в июне-августе 2014 года с учетом районного коэффициента (30%) и северного коэффициента 40% был ниже или равен минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации в спорный период (с 1 января 2014 года 5554 рубля)
 

             Вместе с тем, согласно представленным материалам, И.Н.И. в июне 2014 года отработала 9 дней из 19 (в связи с нахождением на больничном листе), в июле и августе 2014 года полностью отработала норму часов, ее заработная плата за июнь 2014 года составила 2862,9 рублей, за июль 2014 года составила 5781,16 рублей, за август 2014 года 6044 рублей, состояла из оклада, доплаты до МРОТ, компенсационных выплат в виде районного коэффициента (30%), северного коэффициента (40%), доплат.
 

    Таким образом, заработная плата истицы без учёта повышающих коэффициентов в виде районного коэффициента и надбавки за стаж работы, составляла менее установленного минимального размера оплаты труда.
 

             Доводы истицы, что размер её заработной платы не может быть менее минимального размера оплаты труда, а компенсационные и стимулирующие выплаты не должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, то есть все доплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент) должны производиться на размер оплаты труда, который не может быть менее установленного МРОТ, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

               Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

             Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
 

    В соответствии с п. 2.4.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от 17.10.2012г. Правительство Забайкальского края, Федерация профсоюзов Забайкалья и Объединение работодателей Забайкальского края заключили соглашение о том, что в Забайкальском крае размер минимальной заработной платы устанавливается для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, - с 1 января 2014 года в размере 5554 (пять тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рубля, с 1 апреля 2014 года в размере 6044 (шесть тысяч сорок четыре) рубля.
 

            Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
 

             Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

              Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

             Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

             В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
 

            Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

            Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года – 5205 рублей, с 1 января 2014 года – 5554 рубля).
 

    Согласно абзаца 12 статьи 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

             Администрация района не отрицает факт того, что является учредителем МБДОУ «Нижнецасучейский детский сад «Тополек».
 

    Порядок финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций закреплен в Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.99).
 

    В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 N 36 утвержден Порядок расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях (далее – Порядок).
 

    Как следует из указанного выше Порядка, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для реализации основных общеобразовательных программ, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с установленными нормативами. (п. 2). Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. (п. 3). Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять календарных дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. (п. 4).
 

    По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцов, как работников общеобразовательного учреждения, в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
 

    Следовательно, МБДОУ «Нижнецасучейский детский сад «Тополек», администрация муниципального района «Ононский район» и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края являются надлежащими ответчиками по делу.
 

               Представителями ответчиков администрации муниципального района «Ононский район» в письменных отзывах на иск заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, которое подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
 

             В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
 

             Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
 

            Истица не просила суд восстановить пропущенный ими срок обращения в суд за разрешением трудового спора, уважительных причин пропуска срока суду не представили.
 

            Как следует из материалов дела, истица получала заработную плату в спорный период без задержек, не могла не знать о нарушении своих прав, имела возможность обратиться в суд с требованиями о проверке законности производимых им выплат, однако исковые заявления о восстановлении трудовых прав подала в суд только 11 сентября 2014 года, в связи, с чем у суда нет достаточных правовых оснований для разрешения исковых требований за весь период, предшествующий дню обращения в суд, без ограничения предусмотренным положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячным сроком.
 

            Таким образом, подлежат удовлетворению требования И.Н.И. о взыскании в ее пользу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 11 июня 2014 года по 31 августа 2014 года.
 

    В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, так как в данном случае это не предусмотрено федеральным законом.
 

              В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Исходя из норм ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности сторон. По общему правилу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Статьей 57 ГПК РФ именно на стороны возложена обязанность по представлению доказательств.
 

             Согласно представленных истцами расчетов, следует учитывать МРОТ, установленный региональным соглашением с 1 апреля 2014 года – 6044 рубля. Таким образом, размер заработной платы истицы за июнь-август 2014 года - 10 274,80 рублей (6044+(6044х70%)). Заработная плата И.Н.И. при полностью отработанной норме часов была меньше указанных сумм, следовательно, работодателем истцам в данные периоды недоплачивалась заработная плата.
 

    Суммы расчётов, указанные истицей суд находит арифметически верными и обоснованными.
 

    Поскольку действиями ответчика по начислению и выплате истцам заработной платы в суммах, указанных истцами, нарушает их право на гарантированный каждому работнику определенный размер заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, суд считает необходимым обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Нижнецасучейский детский сад «Тополек» начиная с 1 сентября 2014 года производить начисление заработной платы истице при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации и Забайкальском крае минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.
 

    Согласно п. 8 ст. 33.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
 

             На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
 

решил:
 

               Исковые требования И.Н.И. удовлетворить.
 

        Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нижнецасучейский детский сад общеразвивающего вида «Тополек» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 11 июня 2014 года по 31 августа 2014 года с учетом НДФЛ в пользу И.Н.И. в размере 10281,73 рублей;
 

    Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, профинансировать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нижнецасучейский детский сад общеразвивающего вида «Тополёк»» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нижнецасучейский детский сад общеразвивающего вида «Тополёк»», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета Забайкальского края.
 

    Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нижнецасучейский детский сад общеразвивающего вида «Тополёк»» начиная с 1 сентября 2014 года производить начисление заработной платы И.Н.И. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации, с учётом Регионального соглашения от 17.10.2012г. минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.
 

             Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нижнецасучейский детский сад общеразвивающего вида «Тополёк»» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере 411 рублей.
 

             Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.
 

            Судья                                                             А.А. Недзельский