Дело № 2-1787/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    «06» октября 2014 года г. Печора
 

        Печорский городской суд Республики Коми в составе:
 

        председательствующего судьи М.В. Гусаровой
 

        при секретаре судебного заседания О.С. Потолицыной,
 

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
 

    Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа п. Луговой» о возложении обязанности по ограждению территории образовательного учреждения забором,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Печорской межрайонной прокуратурой совместно с УФСБ России по Республике Коми проведена проверка в муниципальном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа п. Луговой» (далее – МОУ «ООШ п. Луговой»), в ходе которой были выявлены нарушения требований федерального законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений. Установлено, что в МОУ «ООШ п. Луговой» отсутствуют инженерно-технические средства ограничивающие доступ и предупреждающие от несанкционированного проникновения на объект физических лиц и въезжающих транспортных средств. Учитывая сложную криминогенную обстановку, как на территории района, так и в республике, не прекращающуюся угрозу совершения преступлений террористического характера, игнорирование со стороны должностных лиц требований действующего законодательства, касающегося антитеррористической укрепленности объектов особой важности, таких как образовательные учреждения, ставит под угрозу жизнь учащихся и педагогов, может способствовать криминальным и террористическим посягательствам в связи с чем, выявленные нарушения недопустимы.
 

    Печорский межрайонный прокурор просит обязать МОУ «ООШ п. Луговой» в срок до **.**.**. оградить территорию участка образовательного учреждения забором.
 

        В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Ишина Ю.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала соответствующие пояснения.
 

    Представитель ответчика МОУ «ООШ п. Луговой» - директор школы Попова Э.Г. исковые требования прокурора признала полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39 и 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
 

    Представитель третьего лица – Управления образования МР «Печора» Гулько А.М., действующий на основании доверенности №... от **.**.**., исковые требования поддержал, указав, что МОУ «ООШ п. Луговой» включена в план антитеррористической защищенности на 2015г., на эти цели заложены денежные средства в бюджет, остается только открытым вопрос со сроками исполнения.
 

    Представитель третьего лица – администрации МР «Печора» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом судом был извещен. Согласно представленному отзыву просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, требования прокурора поддерживает.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица – администрации МР «Печора».
 

    Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица – Управления образования МР «Печора», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
 

    В соответствии с Уставом МОУ «ООШ п. Луговой» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального района «Печора». Имущество школы находится в оперативном управлении. Школа самостоятельна в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим уставом.
 

    Согласно Уставу в пределах, имеющихся в ее распоряжении финансовых средств, школа осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
 

    Учредителем МОУ «ООШ п. Луговой» является Управление образования муниципального района «Печора» (п.1.3 Устава).
 

    В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
 

    В статье 3 указанного Федерального закона содержится определение «противодействие терроризму» - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
 

    В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
 

    Статья 32 Закона устанавливает, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, хозяйственной и иной деятельности. К компетенции образовательного учреждения, кроме прочего, относится материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями; установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей; разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
 

    На основании ст. 51 Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
 

    В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в субъектах РФ образуются антитеррористические комиссии для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Во исполнение Указа Главы Республики Коми от 05.09.2006 №110 на территории Республики Коми образована антитеррористическая комиссия.
 

    В соответствии с п. 3 Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 22.09.2004 № 955-IV ГД «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации» органам государственной власти - субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить особую охрану мест массового скопления людей, а также разработать систему мер обеспечения безопасности образовательных учреждений и учреждений здравоохранения.
 

    С целью противодействия терроризму решением антитеррористической комиссии в Республике Коми от **.**.** утвержден перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов ЖКХ и жизнеобеспечения, объектов здравоохранения и мест массового пребывания граждан.
 

    На основании п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
 

    В статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" совместно с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". Пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена; на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
 

    В ходе проведенной Печорской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в МОУ «ООШ п. Луговой» отсутствуют инженерно-технические средства ограничивающие доступ и предупреждающие от несанкционированного проникновения на объект физических лиц и въезжающих транспортных средств, что ставит под угрозу жизнь учащихся и педагогов, может способствовать криминальным и террористическим посягательствам.
 

    В силу требований закона ответчик должен принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
 

    Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся и направлены на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
 

    Учитывая сложную криминогенную обстановку, как на территории района, так и в республике, не прекращающуюся угрозу совершения преступлений террористического характера, игнорирование со стороны должностных лиц требований действующего законодательства, касающегося антитеррористической укрепленности объектов особой важности, таких как образовательные учреждения, ставит под угрозу жизнь учащихся и педагогов, может способствовать криминальным и террористическим посягательствам в связи, с чем выявленные нарушения недопустимы.
 

    На основании изложенного, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, которое не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора, возложении обязанности на МОУ «ООШ п. Луговой» оградить территорию образовательного учреждения забором.
 

    Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Печора» в сумме **** рублей.
 

    В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.    
 

        Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п.Луговой» в срок до **.**.** оградить территорию участка образовательного учреждения забором.
 

    Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа п.Луговой» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в сумме **** руб.
 

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения.
 

    Председательствующий судья М.В. Гусарова