Дело № 2-1741/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    «03» октября 2014 года г. Печора
 

    Печорский городской суд Республики Коми в составе:
 

    председательствующего судьи М.В. Гусаровой
 

    при секретаре судебного заседания О.С. Потолицыной,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравчук С.П. к Администрации муниципального района «Печора» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, взыскании судебных расходов,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Кравчук С.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, взыскании судебных расходов. В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: **********. В указанном жилом помещении зарегистрированы супруга истца – Кравчук И.П., **.**.** г.р., сын истца Кравчук М.С., **.**.** года рождения.
 

    Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** жилое помещение по адресу: г. Печора, ул. Стадионная, д.№... кв.№... признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции.
 

    Истец просит обязать администрацию МР «Печора» предоставить вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, взыскать расходы по оплате услуг адвоката в размере **** руб.
 

    В судебном заседании истец на иске настаивал, дал пояснения согласно поданному заявлению.
 

    Третье лицо - Кравчук М.С. в судебном заседании поддержал исковые требования, дал соответствующие пояснения.
 

    Представитель ответчика администрации МР «Печора», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
 

    Третье лицо – Кравчук И.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
 

        В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица – Кравчук И.П.
 

        Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.
 

    В силу статей 4, 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
 

    При этом конституционное право граждан на жилище и, как следствие, на достойную жизнь закреплено в статьях 11, 41 Конституции Республики Коми, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Коми обязаны создавать условия для осуществления права на жилище и обеспечивать, в том числе бесплатное предоставление указанным в законе и нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Во исполнение конституционных предписаний Жилищным кодексом Российской Федерации (статьями 49, 57) определен круг лиц, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
 

    При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по нормам, установленным соответствующим органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    В то же время федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен и иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также установлены другие нормы предоставления жилья (часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    В соответствии с п. 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
 

    В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
 

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников, тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
 

    Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
 

    Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
 

    В судебном заседании установлено следующее.
 

    Согласно поквартирной карточки и карт регистрации в квартире №... дома №... по ул. Стадионная в г. Печоре зарегистрированы: истец, Кравчук И.П. (супруга истца), Кравчук М.С.(сын истца).
 

    Квартира истца является муниципальной собственностью. Других жилых помещений в собственности истец не имеет.
 

    Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира относится к жилым помещениям.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
 

    Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.
 

    В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
 

    Таким образом, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением.
 

        В судебном заседании установлено, что согласно акту №... от **.**.**. городской межведомственной комиссии квартира №... в доме №... по ул. Стадионная в г. Печора не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не пригодна для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции (л.д. 35-36). Из указанного акта следует, что по данным справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» №... от **.**.**. домовладение числится 1960 года постройки, по состоянию на **.**.**. 62% износа.
 

    В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
 

        В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
 

        Согласно поэтажному плану дома №... по ул. Стадионная в г. Печора и экспликации общая площадь квартиры №... составляет **** кв.м. (л.д.42-45).
 

        Подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Устава Муниципального образования муниципального района «Печора» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    Согласно справке Администрации МР «Печора» Кравчук С.П., Кравчук И.П., Кравчук М.С. на учете граждан, нуждающихся жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма не состояли и не состоят (л.д.30).
 

    По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Печорское отделение право личной собственности на объекты недвижимости в отношении Кравчук С.П., Кравчук И.П., Кравчук М.С. не зарегистрировано (л.д.38).
 

        В пункте 37 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 Пленум Верховного Суда Российской Федерации « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» обобщил требования, предъявляемые к благоустроенному жилью, предоставляемому гражданам по договору социального найма, согласно статье 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете.
 

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального района «Печора» обязана предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным ст.89 ЖК РФ. Истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта.
 

    Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме **** руб. Представлена квитанция по оплате услуг представителя серии №... от **.**.**. (л.д.5).
 

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
 

        В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
 

    На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, а также расходы на оплату услуг представителей.
 

        Ст. 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
 

        Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 355-О).
 

    В соответствии с прецедентной практикой Европейского суда при рассмотрении вопроса о разумности заявленных на представителя расходов учитываются следующие аспекты:
 

    - объем работы, проведенной представителем;
 

    - результаты работы, достигнутые представителем;
 

    - сложность рассмотренного дела.
 

    Учитывая объем и характер услуг, оказанных представителем истца Адевосяном А.В. (составление искового заявления, сбор документов), суд считает разумным взыскать с администрации муниципального района «Печора» в пользу Кравчука С.П.. расходы на оплату услуг представителя в сумме **** руб.
 

    В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
 

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:    
 

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» предоставить вне очереди Кравчук С.П. в г. Печора Республики Коми по договору социального найма на состав семьи три человека, включая Кравчук И.П., Кравчук М.С. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Печора Республики Коми, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее **** кв.м.
 

    Взыскать с администрации муниципального района «Печора» в пользу Кравчук С.П. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** руб.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
 

    Председательствующий судья М.В. Гусарова