Дело № 2-406/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Рыльск                                                                                                  17 октября 2014 года
 

    Рыльский районный суд Курской области в составе:
 

    председательствующего судьи                      Лавриковой М.В.,
 

    с участием прокурора                                     Петрова А.А.,
 

    при секретаре                                                   Ореховой А.С.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рыльского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области,                                                                     
 

У С Т А Н О В И Л:       
 

         Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования МО «Некрасовский сельсовет», выразившегося в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки.
 

         В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11, ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 12 марта 2014 г.), ч. 2 ст. 2, ст.ст. 8, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (ред. от 25 июня 2014 г.), ст.ст. 8, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.), ст. 21 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.), п. 21 с. 2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ (ред. от 23 июня 2014 г.) администрацией Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области не принимаются меры по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных возле домов № и № <адрес>.
 

    Проведенной проверкой установлено, что в <адрес>, расположенной на территории муниципального образования «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области, напротив дома № в лесопосадке имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно <данные изъяты> метров, общим объемом <данные изъяты> куб.м., а также напротив дома № на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, вдоль края оврага имеются две несанкционированные свалки бытовых отходов, одна из которых, расположенная западнее, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно <данные изъяты> метров, общим объемом примерно <данные изъяты> куб.м., вторая, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно - <данные изъяты> метров, общим объемом примерно <данные изъяты> куб.м. Наличие данных свалок не соответствует СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
 

         Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных возле домов № и № <адрес> и обязать администрацию МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области принять меры к организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, расположенных возле домов № и № <адрес>.
 

         В судебном прокурор Рыльского района Курской области Петров А.А. поддержал заявление и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
 

         Заинтересованное лицо в лице представителя администрации Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области Панасенко С.Н. заявление прокурора признала, пояснила, что в <адрес>, расположенной на территории Некрасовского сельсовета, действительно имеются несанкционированные свалки: одна из которых расположена напротив фронтальной части дома № на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, в лесопосадке, и две - напротив боковой (юго-западной) части дома № на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, вдоль края оврага. Данные свалки администрация Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области намерена в дальнейшем устранить.
 

    Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы, суд находит, что заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
 

    Статьей 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.           № 89-ФЗ (ред. от 25 ноября 2014 г.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (ред. от 23 июня 2014 г.) органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которого должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти органами местного самоуправления.
 

    Пунктом 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред.от 17 февраля 2014 г.) «О противопожарном режиме» установлено, что запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
 

    Согласно п.21 ст. 2 Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (в ред. от 23.06.2014 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная опасность веществ и материалов - состояние веществ и материалов, характеризуемое возможностью возникновения горения или взрыва веществ и материалов.
 

    Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Согласно п. 3.2. Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; открытых, специально оборудованных для этого площадках.
 

    Частью 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 13.03.2014 г.) «Об охране окружающей природной среды» установлено, что запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В нарушение указанной статьи на выявленных несанкционированных свалках допускается сброс отходов потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
 

         Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства РФ администрация Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области не обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории              <адрес>.
 

         Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления от <дата> с фототаблицей, из которого установлено, что на территории Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области, а именно в <адрес>, напротив фронтальной части дома № на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, в лесопосадке имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно <данные изъяты> метров, общим объемом <данные изъяты> куб.м., также напротив боковой (юго-западной) части дома № на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, вдоль края оврага имеются две несанкционированные свалки бытовых отходов, одна из которых, расположенная западнее, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно <данные изъяты> метров, общим объемом примерно <данные изъяты> куб.м., вторая, расположенная южнее, шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> метров, длиной - примерно - <данные изъяты> метров, общим объемом примерно <данные изъяты> куб.м., объяснениями представителя заинтересованного лица Панасенко С.Н., подтвердившей в судебном заседании, что действительно в <адрес> имеются несанкционированные свалки бытовых отходов, Уставом муниципального образования «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области (статья 3), в котором предусмотрено, что к вопросу местного значения Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области относитсяобеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.
 

    Территория, на которой в <адрес> расположены свалки бытового мусора, выявленные в ходе проверки, для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования.
 

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что неисполнение органом местного самоуправления вышеуказанных требований в области охраны окружающей среды создает угрозу нарушения прав граждан.     
 

         На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
 

         В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

         Как усматривается из материала, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области и граждан, приезжающих на территорию муниципального образования, для предупреждения причинения вреда.
 

         Таким образом, заявление прокурора Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Некрасовского сельсовета Рыльского района Курской области подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

         Заявление прокурора Рыльского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области незаконным удовлетворить.
 

         Признать незаконным бездействие администрации МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных возле домов № и № <адрес>.
 

    Обязать администрацию МО «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области принять меры к организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, расположенных возле домов № и № <адрес>.
 

        Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в апелляционном порядке через Рыльский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2014 г.
 

         Председательствующий судья: