Дело № 2 – 605
 

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    Шумихинский районный суд Курганской области в составе:
 

    председательствующего судьи Махмутова М.Х.
 

    секретаря судебного заседания Лукиной М.Н.
 

    с участием помощника прокурора Шумихинского района Баженова С.А.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2014 года в г. Шумиха Курганской области гражданское дело по иску *** межрайонного природоохранного прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета *** о возложении обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    *** межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации *** сельсовета ***, уточнив требования, указал, что в <Дата> проведена проверка соблюдения требований законодательства при размещении отходов на территории *** сельсовета ***, в ходе которой установлено, что твердые бытовые отходы (далее ТБО) складируются и хранятся на земельных участках сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта ***, где образовались несанкционированные свалки. Указанные свалки располагаются на участке № *** расположенном на восточной окраине села в 250 м от жилых домов *** с координатами ***, ***, площадь захламления 0,5 га, и на участке № *** на юго-восточной окраине села в 250 м от жилых домов ***, с координатами ***, ***, площадь захламления 1,0 га. Данные участки не предназначены для складирования и хранения ТБО и не обслуживаются управляющими организациями. Дальнейшее размещение свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения ***, а также к возгоранию мусора, что связано с выбросами в атмосферу продуктов горения оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду. Поскольку размещение отходов на несанкционированных свалках не допускается, орган местного самоуправления обязан регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Однако полномочия органа местного самоуправления *** предусмотренные Уставом в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не реализуются. При этом нарушаются конституционные права граждан – неопределенного круга лиц, жителей села на благоприятную природную среду, в связи, с чем несанкционированные свалки подлежит ликвидации. Просит признать бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на земельных участках сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта ***, незаконным, а также обязать их организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на земельных участках сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта ***, общей площадью 1,5 га, в том числе: участок № *** расположенный на восточной окраине села в 250 м, от жилых домов *** с координатами ***, ***, площадь захламления 0,5 га,; участок № *** расположенный на юго-восточной окраине села в 250 м от жилых домов ***, с координатами ***, ***, площадь захламления 1,0 га.
 

    В судебном заседании помощник прокурора *** Баженов С.А. по поручению *** межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении.
 

    Представитель ответчика Капкова М.М. в судебном заседании отсутствует, просит рассмотреть дело без ее участия. Ранее в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в черте *** находятся несанкционированные свалки. В <Дата> было получено предписание об очистке земельных участков от захламления, но в связи с отсутствием финансирования предписание не было исполнено. Работы по ликвидации несанкционированных свалок будут проведены в <Дата> - <Дата>.
 

    Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора *** Ситников А.В. исковые требования поддержал.
 

    Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора *** Иванова Н.Г. исковые требования поддержала.
 

    Представитель третьего лица Администрации *** просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
 

    Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.
 

    В судебном заседании установлено, что в <Дата> *** межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на землях, предназначенных для сельскохозяйственного использования, находящихся в границах населенного пункта *** находятся две несанкционированные свалки, на которых складируются ТБО.
 

    Участок № *** расположенный на восточной окраине села в 250 м от жилых домов *** с координатами ***, ***, площадь захламления составляет 0,5 га,
 

    Участок № *** расположенный на юго-восточной окраине *** в 250 м от жилых домов ***, с координатами ***, ***, площадь захламления составляет 1,0 га.
 

    Разрешение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на размещение ТБО на участке, где располагается несанкционированная свалка, ответчику не выдавалось.
 

    Указанные обстоятельства подтверждены предписанием Управления Россельхознадзора *** от <Дата>, распоряжением от <Дата>, актом проверки Управления Россельхознадзора *** от <Дата>, фототаблицей от <Дата> и объяснениями сторон.
 

    В судебном заседании установлено, что ТБО складируются и хранятся на земельных участках сельскохозяйственного использования в черте населенного пункта ***, что не соответствует п.п. 3.1., 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».
 

    Таким образом, свалки являются несанкционированными, функционируют в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения и без разрешения уполномоченного органа, чем нарушаются права жителей *** на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    Статьёй. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
 

    В силу пп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и сбора вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 8, ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
 

    Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в об-ласти охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасно-сти.
 

    В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (п. 3.1.).
 

    Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
 

    Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п. 3.2.).
 

    Согласно Уставу *** сельсовета ***, утвержденного решением *** сельской Думы от <Дата> № ***:
 

    в состав территории *** сельсовета входит территория населенного пункта: ***, прилегающие к нему земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 2 ст. 4);
 

    к вопросам местного значения *** сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19 п. 1 ст. 6).
 

    Администрация *** сельсовета – исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления *** сельсовета федеральными законами и законами *** (п. 1 ст. 30).
 

    К полномочиям Администрации *** сельсовета относятся: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения *** сельсовета; формирование и исполнение бюджета; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных Администрации *** сельсовета органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и законами области; осуществление муниципального контроля; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления *** сельсовета (п.п. 1, 2, 10, 10.1, 11 ст. 31).
 

    С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования прокурора о признании бездействия Администрации *** сельсовета незаконным и о возложении обязанности по ликвидации свалки на ответчика, поскольку именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка на территории села Прошкино, нарушающая права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
 

    Выявленные нарушения в виде нахождения несанкционированных свалок на территории *** свидетельствует о невыполнении требований вышеуказанных положений законодательства и требований Устава *** сельсовета, поскольку в обязанности ответчика входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории села, обеспечение соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки.
 

    Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования указанных мероприятий, не могут быть приняты судом, поскольку на администрацию сельсовета возложена обязанность по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения на территории города.
 

    В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены пп. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 

    Вопросы местного значения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией *** сельсовета не решаются. Несанкционированная свалка существует с ведома органов местного самоуправления поселения. Ответчик не исполняет надлежащим образом своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора с территории всего поселения, а принятые меры разового характера по организации сбора и вывоза мусора не обеспечивают выполнение требований законодательства.
 

    При этом несанкционированный вывоз отходов на территорию, не предназначенную для размещения ТБО, свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле Администрацией *** сельсовета за процессом сбора, вывоза бытовых и иных отходов.
 

    Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ответчик, обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного муниципального образования.
 

    Согласно акту проверки Управления Россельхознадзора *** от <Дата>, предписание от <Дата> об очистке земельных участков от захламления не исполнено.
 

    Указанные обстоятельства подтверждены показаниями государственного инспектора Управления Россельхознадзора *** Ситникова А.В. и представленной фототаблицей и сторонами не оспариваются.
 

    Доводы представителя ответчика о том что площадь захламления земельных участков и их местонахождение не соответствует действительности, не подтверждены доказательствами.
 

    При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
 

    Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью обеспечения требований благоприятной окружающей среды.
 

    Учитывая требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды и установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что представителем ответчика не оспаривался факт наличия свалок на территории муниципального образования, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования *** межрайонного природоохранного прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
 

    Признать бездействие Администрации *** сельсовета ***, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельных участках сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта ***, общей площадью 1,5 га, в том числе:
 

    участок № *** расположенный на восточной окраине *** в 250 м от жилых домов *** с координатами ***, ***, площадь захламления 0,5 га;
 

    участок № *** расположенный на юго-восточной окраине *** в 250 м от жилых домов ***, с координатами ***, ***, площадь захламления 1,0 га, незаконным.
 

    Обязать Администрацию *** сельсовета *** организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельных участках сельскохозяйственного использования, общей площадью 1,5 га, в том числе:
 

    участок № *** в границах населенного пункта ***, расположенный на восточной окраине *** в 250 м от жилых домов *** с координатами ***, ***, площадь захламления 0,5 га;
 

    участок № *** расположенный на юго-восточной окраине *** в 250 м от жилых домов ***, с координатами ***, ***, площадь захламления 1,0 га.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.
 

Судья Махмутов М.Х.
 

    Мотивированное решение
 

    изготовлено 26 августа 2014 года
 

Судья Махмутов М.Х.