Дело № 2 -344- 2014 года.
 

 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    13 октября 2014 года Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
 

    Председательствующего судьи                                 Устиновой Г.С.
 

    При секретаре                                                               Кумариной О.В.
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамонтовой ФИО1 к Карташовой ФИО2 о признании права собственности на 3/4 доли жилого дома и 3/4 доли земельного участка.
 

УСТАНОВИЛ:
 

         Мамонтова ФИО1 обратилась в суд с иском к Карташовой ФИО2 о признании права собственности на 3/4 доли жилого дома и 3/4 доли земельного участка, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО3 После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома с надворными строениями и сооружениями и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу <адрес>.
 

           Данное недвижимое имущество было приобретено ими по договору купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ у продавца ФИО4 Договор купли - продажи подписывал муж ФИО3, который был удостоверен нотариусом Мордовского района и зарегистрирован в реестре №.
 

        ДД.ММ.ГГГГ муж получил Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными строениями и сооружениями, расположенными по адресу <адрес>. Она против этого не возражала, поскольку данная недвижимость была приобретена в период их брака, на совместные средства.
 

             Однако как ей стало известно, муж после своей смерти оставил завещание, согласно которому все свое имущество, в том числе жилой дом с надворными постройками и земельный участок, на котором тот расположен, завещал их дочери Карташовой З.А.
 

    По ее мнению, муж не имел законного права распоряжаться в завещании всем совместно нажитым имуществом, а только принадлежащей ему на праве собственности долей.
 

             В связи этим она просит суд выделить ей ее супружескую долю и признать за ней право собственности на 1/2 долю жилого дома и земельного участка.
 

           Кроме того, она является пенсионеркой по возрасту и потому имеет право на обязательную долю в наследстве умершего мужа. Поэтому желает получить в собственность 1/ 2 долю от имущества умершего супруга.
 

            Тем самым просит признать за ней право собственности на 3/4 доли земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. и 3/4 доли жилого дома с надворными строениями и сооружениями общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу р.<адрес>.
 

               В судебном заседании истица Мамонтова Р.И. свои требования полностью поддержала и просила их удовлетворить. Пояснив, что о существовании завещания она знала и против этого не возражала, поскольку муж подписывая завещание просил дочь не оставлять ее, помогать ей. Дочь обещала отцу заботиться о ней, но свое обещание не выполнила. В настоящее время дочь с ней не общается, ее не посещает и не помогает. При этом подтвердила, что при оформлении наследства после смерти мужа она сама отказалась от доли наследодателя, свой отказ оформила у нотариуса, т.к. думала, что так будет лучше и дочь ее не бросит. В настоящее время она претендует и на долю умершего мужа.
 

        Ответчик Карташова З.А. против удовлетворения требований матери не возражала и просила суд присудить матери все, что той положено по закону.     
 

           Выслушав истца, ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части.
 

            В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
 

    В соответствии со ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
 

    В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
 

    В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
 

             В силу ч. 1 ст. 256 ГК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
 

          Согласно ст. 254 ГК РФ основания и порядок раздела общего имущества между участниками совместной собственности и выдела из него доли определяются по правилам ст. 252 ГК РФ постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.
 

         В соответствии со ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
 

    Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
 

          При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
 

                 Как установлено судом, умерший ФИО3 и истица Мамонтова ФИО1 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ и по день смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака между супругами и свидетельством о смерти наследодателя ФИО3(л.д. 7,8).
 

    В период брака между ФИО1 и 3 ДД.ММ.ГГГГ по договору - купли - продажи недвижимого имущества, удостоверенного нотариусом Мордовского района реестр №, умершим ФИО3 были приобретены жилой дом с надворными строениями и сооружениями общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу <адрес>. При совершении данной сделки согласие супруги Мамонтовой Р.И. на заключение настоящего договора было получено, о чем свидетельствует п. 6 записи данного договора.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании вышеуказанного договора были выданы Свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом с надворными строениями и сооружениями и на земельный участок.
Тем самым судом установлено, что данная недвижимость была приобретена на имя умершего ФИО3
 

    Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили, что жилой с земельным участком приобрели супруги ФИО1 и 3, которые совместно проживали в данном домовладении, вели общее хозяйство до дня смерти ФИО3
 

         Основания сомневаться в показаниях указанных свидетелей, у суда отсутствуют. Сообщенные им сведения подтверждаются и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
 

             При этом суд учитывает, что факт приобретения жилого дома с земельным участком в период брака между супругами ФИО1 и 3, на их общие средства, никем по делу не оспаривается.
 

        Отсюда суд приходит к выводу о том, что жилой дом и земельный участок являются их совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
 

           Поэтому учитывая требования закона о том, что доли супругов в совместно нажитом имуществе признаются равными, суд считает, что жилой дом с надворными строениями и сооружениями площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес> на праве собственности принадлежал супругам ФИО1 и 3 по 1/2 доли каждому.
 

          Таким образом, по мнению суда, требования Мамонтовой Р. И. о признании права собственности на супружескую долю в совместно нажитом имуществе являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд признает право собственности Мамонтовой Р.И. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>.
 

                 На основании ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
 

         Следовательно, суд считает, что ФИО3 в законном порядке принадлежало только 1/ 2 доля жилого дома и земельного участка, и потому на момент своей смерти он являлся владельцем указанной выше доли имущества, и тем самым мог быть наследодателем, принадлежащей ему на праве собственности указанной доли недвижимости.
 

         Поэтому, в состав наследственного имущества умершего ФИО3, входит только 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>.
 

            Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
 

           В силу ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
 

        В соответствии со ст. 1120 ГК РФ завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе.
 

                     Согласно свидетельству о смерти ФИО3, последний умер ДД.ММ.ГГГГ.
 

    После своей смерти он оставил завещание, удостоверенное в Токаревской нотариальной конторе от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в государственном реестре № 6583, в соответствии с которым принадлежащее ему имущество он завещал после своей смерти дочери Карташовой ФИО2 полностью.
 

          Составленное ФИО3 завещание отвечает требованиям, предъявляемым к ним в соответствии со ст. 1125 ГК РФ и никем не оспаривается.
 

         На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно ни находилось.
 

         При этом в соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявление наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
 

          Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязания третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства
 

        В силу подпункта 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти наследодателя.
 

         В связи с этим, для того, чтобы приобрести право на наследство, наследник должен его принять одним из способов, перечисленных в статье 1153 ГК РФ, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
 

    В связи с этим наследство ФИО3 должно было быть принято до ДД.ММ.ГГГГ.
 

                   По утверждению ответчицы Карташовой З.А. она приняла наследство отца путем подачи заявления в Токаревскую нотариальную контору в установленные законом сроки, т.е. в течение 6 месяцев после его смерти.
 

        Заявление ответчицы полностью подтверждается наследственным делом № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим из Токаревской нотариальной конторы. В соответствии с данным наследственным делом Карташова З.А. получила ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о приятии наследства по завещанию на земельную долю в границах Полетаевского сельского Совета Токаревского района.
 

        Тем самым суд установил, что ответчица Карташова З.А. получила свидетельство на принятие части причитающегося ей наследства после смерти отца.
 

        В соответствии с требованиями закона, считается, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно ни находилось.
 

           Поэтому, по мнению суда, Карташова З.А. приняла наследство на все имущество отца, в том числе и на 1/2 долю жилого дома с надворными строениями и сооружениями и на 1/2 долю земельного участка.      
 

           При таких обстоятельствах суд считает, что право собственности на указанную недвижимость в виде 1/2 доли жилого дома и 1 / 2 доли земельного участка, ранее принадлежавших умершему ФИО3, в порядке наследования перешло его дочери Карташовой З.А.
 

             Между тем, истица ФИО1 просит признать за ней право собственности еще и на 1 / 2 обязательную долю имущества умершего мужа, поскольку она является пенсионеркой и относится к категории нетрудоспособной супруги умершего.
 

    Однако данные требования истицы подлежат оставлению без удовлетворения.
 

        В соответствии со ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
 

           Следовательно, учитывая статус Мамонтовой Р.И. как нетрудоспособной супруги на момент открытия наследства, последняя имела право на получение обязательной доли наследства после умершего супруга.
 

            Вместе с тем, судом было установлено, что в наследственном деле умершего ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ имеется заявление истицы Мамонтовой Р.И. с безоговорочным отказом от принятия наследства после смерти мужа, без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследственного имущества. (л.д. 44)
 

    В судебном заседании истица Мамонтова Р.И. подтвердила, что ДД.ММ.ГГГГ в Токаревской нотариальной конторе она подписала заявление, в котором отказалась по всем основаниям наследования от причитающегося ей наследства после умершего супруга.
 

    Право наследника отказаться от наследства регламентировано статьями 1157, 1158 ГК РФ, предусматривающими два вида отказа:
 

    - направленный отказ (в пользу других лиц);
 

    - безоговорочный отказ (без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследственного имущества).
 

    При этом безоговорочный отказ от наследства влечет те же последствия, что и непринятие наследства, т.е. доля наследника, отказавшегося от наследства, переходит к наследникам, принявшим наследство, в равных долях к каждому.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (ст. 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство, при этом не имеет значения, каким из способов наследник принял наследство.
 

    В п.1 ст. 1158 ГК РФ названы случаи, когда направленный отказ от наследства вообще не допускается, в частности - нельзя отказаться в пользу других лиц от обязательной доли.
 

    Право на обязательную долю - это исключительное личное право, предоставленное законом определенному кругу лиц (статья 1149).
 

    Возможен лишь абсолютный отказ от обязательной доли, который приведет к исполнению воли наследодателя, выраженной в завещании.
 

    В данном случае, суд установил, что отказ истца Мамонтовой Р.И. от своих наследственных прав после смерти наследодателя являлся безоговорочным, поскольку в заявлении об отказе от наследства не указано лицо, в пользу которого совершен такой отказ.
 

    Заявление оформлено нотариально и при этом ей были разъяснены положения закона о правовых последствиях отказа.
 

    Таким образом, требования Мамонтовой Р.И. о том, что она как наследница на обязательную долю умершего супруга имеет право претендовать на 3/ 4 доли жилого дома и земельного участка, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
 

                                Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

         Признать, что Мамонтовой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>     принадлежит 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками и сооружениями, общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначение жилое, кадастровый номер № расположенный по адресу <адрес>.
 

         Признать, что Карташовой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> принадлежит 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками и сооружениями, общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначение жилое, кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>.
 

    Признать, что Мамонтовой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> принадлежит 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>.
 

    Признать, что Карташовой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> принадлежит 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>.
 

    В остальной части иска Мамонтовой ФИО1 отказать.
 

    Копию решения направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области для сведения.
 

                Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд в апелляционном порядке в течение месяца через райсуд со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

 

                   Председательствующий судья                             Устинова Г.С.
 

    Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2014 года.
 

                   Судья                                   Устинова Г.С.