Р Е Ш Е Н И Е
 

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Верхний Уфалей                                                  06 октября 2014 г Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И.
 

    при секретаре Джиоевой К. В.
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бугровой В.Г., Азаровой К.А. к Федеральному государственному казенному учреждению « 8 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» о переводе нежилого помещения в жилое, признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма
 

    У С Т А Н О В И Л :
 

    Бугрова В. Г. и Азарова К. А. обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению « 8 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (ФГКУ «8 ОФПС по <адрес>), расположенному в <адрес>, и просила (с учетом изменений) обязать ответчика осуществить перевод нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> жилое помещение ; признать за истцами право пользования данным жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ г; заключить с ними договор социального найма жилого помещения.
 

    В обоснование иска указано, что Бугрова В. Г. проживает вместе с дочерью Азаровой (ранее ФИО15) К. А. в квартире по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г (дочь с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ г) по настоящее время. Ордер на указанную квартиру был получен в результате обмена жилыми помещениями : <адрес>. расположенной в этом же доме. Ранее квартира № № была получена также в результате иногороднего обмена жилыми помещениями. Дом, расположенный в <адрес> представляет собой трехэтажное здание пожарного депо, на первом этаже которого расположены служебные помещения пожарной охраны, на втором и третьем этажах жилые помещения - № квартир. Согласно техпаспорту дом значится административным зданием, однако содержит план помещений, куда входят жилые помещения. Указанное здание находится в федеральной собственности, на праве оперативного управления закреплено за ГУ «ОГПС № ГУ МЧС России по <адрес>», в последующем переименованном в ФГКУ « 8 ОФПС по <адрес>». Истцы указали, что их проживание в <адрес>. 123 по <адрес>     является законным, других жилых помещений не имеют. Считают, что из-за неопределенности в статусе помещения и отсутствия договора социального найма лишены возможности надлежащим образом распоряжаться спорной квартирой, в том числе, приватизировать ее, чем нарушаются их жилищные права.
 

    В судебном заседании истица Бугрова В. Г. и ее представитель Софьина Т. В. исковые требования полностью поддержали.
 

    Истица Азарова К. А. в судебном заседании не участвовала. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивала, суду доверяет.
 

    В судебном заседании представитель истицы ответчика ФГКУ «8 ОФПС по <адрес>» не участвовал. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, указав, что здание по адресу: <адрес> является административным зданием, два этажа которого занимают служебные жилые квартиры, в <адрес> проживают истцы. Здание находится в федеральной собственности, закреплено за ответчиком на праве оперативного управления. Ответчик не имеет полномочий по переводу нежилых помещений в жилые, заключать договоры социального найма и приватизации.
 

    Третье лицо Управление государственной противопожарной службы <адрес> извещено о времени и месте рассмотрения дела, письменного мнения не предоставило.     
 

    Третье лицо Администрация Верхнеуфалейского городского округа в письменном отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. решение вынести на усмотрение суда.
 

    Третье лицо Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ( Росимущество) извещено о времени и месте рассмотрения дела, письменного мнения не предоставило.
 

    Выслушав объяснения истца Бугровой В. Г. и ее представителя Софьину Т. В., свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерация каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
 

    Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами
 

    для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательство прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
 

    Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
 

    В судебном заседании установлено, что Бугрова (ранее ФИО16) В. Г. проживает вместе с дочерью Азаровой (ФИО15) К. А. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г ( дочь - с момента рождения - ДД.ММ.ГГГГ г.).
 

    Ордер на указанную квартиру был получен в результате обмена жилыми помещениями: двухкомнатной квартиры №№, расположенной в этом же доме, на квартиру № №. на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ Квартира № в <адрес> была получена также в результате иногороднего обмена жилыми помещениями, а именно, однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> занимаемой ранее ФИО11 на основании ордера № №, выданного Исполнительным комитетом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., на квартиру № № занимаемую на момент обмена ФИО8 и расположенную в <адрес>. Обмен жилой площади произведен на основании Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Имеется корешок обменного ордера № серии № от ДД.ММ.ГГГГ г., в составе семьи указаны ФИО9 (в настоящее время Бугрова В.Г.) и ее несовершеннолетняя дочь ФИО10(в настоящее время Азарова К. А. ).
 

    На основании постановления администрации <адрес> № от 13. 05. 1994 г ФИО9 выдан ордер № серии № на право занятия квартиры по адресу: <адрес>.
 

    Поквартирной карточкой подтверждается, что Бугрова В.Г. (ранее ФИО9), и ее дочь Азарова К.А. (ФИО18), зарегистрированы и проживают в <адрес> с марта 1999 г по настоящее время.
 

    <адрес> в <адрес> представляет собой трехэтажное здание, на первом этаже которого расположены служебные помещения пожарной охраны, на втором и третьем этажах жилые помещения - квартиры.
 

    На основании Решения Исполкома Верхнеуфалейского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержден список служебных квартир во вновь принятом в эксплуатацию пожарном депо Верхнеуфалейского завода по ремонту металлургического оборудования. В указанный список вошли 11 квартир, расположенных по адресу: <адрес>.
 

    Справкой отряда пожарной охраны № от ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждается, что административное здание и пожарное депо ОПО-№ <адрес> находится на балансе УГПС <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Выпиской из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ г, свидетельствами о государственной регистрации права от 06. 06. 2011 г подтверждается, что <адрес> в <адрес> является пожарным депо, нежилым помещением общей площадью 722, 7 кв. м. (этаж1, 2. 3) и относится к федеральной собственности, на праве оперативного управления закреплено за ГУ «ОГПС № ГУ МЧС России по <адрес>», в последующем переименованном в ФГКУ «8 ОФПС России по <адрес>».
 

    Технический паспорт на нежилое помещение - административное здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый паспорт помещения № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., содержат сведения о том, что <адрес> имеет статус нежилого помещения, однако содержит план жилых помещений на втором и третьем этажах здания.
 

    Из кадастрового паспорта от 15. 09. 2014 г на здание по адресу <адрес> следует, что оно значится жилым многоквартирным домом, имеющем три этажа.
 

    Согласно кадастрового паспорта от 23. 09. 2014 г объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> значится жилым помещением - квартирой.
 

    Из письменного отзыва ответчика - ФГКУ «8 ОФПС по <адрес>» от 02. 10. 2014 г следует, что административное здание пожарного депо по адресу: <адрес> было передано им с помещениями, которые по техническому паспорту являются жилыми. На основании решения Верхнеуфалейского горсовета была выделена <адрес> ФИО11 и членам его семьи. Данная квартира являлась служебной.       
 

    Представитель ответчика ФГКУ « 8 ОФПС по <адрес>» и третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес> давала пояснения в судебном заседании, что <адрес> в <адрес> является административным зданием, однако на втором и третьем этажах его находятся служебные квартиры. Она не отрицала того факта, что Бугрова В. Г. и дочерью Азаровой К. А. проживали ранее в <адрес>, а в настоящее время проживают в <адрес> данного дома, оплачивают коммунальные услуги и их право пользования квартирой ответчиком не оспаривается.       
 

    Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО13 пояснили, что Бугрова В. Г. вместе с дочерью Азаровой (ФИО15) К. А. проживают в квартире по <адрес>. Данная квартира получена ими по обмену на <адрес> этом же доме, где они ранее проживали. Вселившаяся по обмену в <адрес> гражданка ФИО14 квартиру приватизировала, после ее смерти квартиру унаследовала ее дочь, которая впоследствии квартиру продала. Никаких проблем с приватизацией квартиры и продажей у нее не было. Свидетель ФИО13 пояснила также, что квартиры № №, №, №, № в <адрес> принадлежат гражданам на праве собственности.      
 

    Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти в связи с прохождением службы.
 

    Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02. 07. 2009 г ; 4 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»     вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным ( в частности служебным ), решается в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений действующего законодательства, действовавшего на момент предоставления жилого помещения. По действовавшему до 01. 03. 2005 г законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер.
 

    Из представленных ответчиком сведений о наличии служебной жилой площади в здании по <адрес> следует, что из имеющихся 12 квартир только три из них заняты работниками пожарной части, в остальных проживают граждане, не являющиеся работниками пожарной части, причем четыре квартиры     приватизированы.
 

    Из пояснений истицы Бугровой В. Г. и материалов дела следует, что квартира № № предоставлялась бывшему супругу ФИО11 (и членам его семьи, к которым относилась истица) в ДД.ММ.ГГГГ г. не в связи с трудовыми отношениями, а по иногороднему обмену, и не содержала указания на статус квартиры как служебной. Квартира № в настоящее время находится в собственности других граждан. Квартира № №, полученная истицей в результате обмена квартиры № №, также     не является служебной, в ордере об этом сведений нет.
 

    Таким образом, по существу истцы пользовались квартирами на условиях договора     социального найма. Следовательно, доводы представителя ответчика о невозможности заключения с истцами договора социального найма жилого помещения являются необоснованными.       
 

    Порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение определен главой 3 Жилищного кодекса РФ.                        
 

    Согласно ст. 23 перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (ч. 1). Для этого собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо подает заявление и необходимые документы (ч. 2).
 

    После перевода нежилого помещения в жилое     гражданин, проживающий в жилом помещении, имеет право заключить договор социального найма с собственником жилого помещения в соответствии со ст. 60 ЖК РФ и использовать жилое помещение     в соответствии с договором социального найма Согласно ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, в соответствии со ст. 67 ЖК РФ и нести обязанность в соответствии со ст. ст. 68, 69 ЖК РФ. Статья 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающего совместно с ним супруга, детей и родителей данного нанимателя ( ч. 1 ); члены семьи должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения ( ч. 3).         
 

    На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу, что проживание истцов в квартире № № дома № № по ул. <адрес> является легитимным: истцы вселились в квартиру законно, не в связи с трудовыми отношениями, постоянно проживают в ней, договор найма на служебное жилое помещение с ними не заключался. Других жилых помещений у них не имеется. Проживая в указанном жилом помещении, владея и пользуясь им, истцы не имеют договора социального найма жилья, заключение которого предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации в письменной форме. Из-за неопределенности в статусе помещения, как жилого, и отсутствия договора социального найма, истица не имеет возможности надлежащим образом распоряжаться указанным объектом, в т.ч. приватизировать его, чем нарушаются их законные права.
 

    При таких обстоятельствах исковые требования     Бугровой В. Г. и Азаровой К. А. о возложении обязанности на ФГКУ «8 ОФПС по <адрес>» осуществить перевод нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение; признать за истцами права пользования указанным жилым помещением с <адрес> г; заключения с Бугровой В. Г. договора социального найма жилого помещения, включив в качестве члена семьи Азарову К.А. (ФИО21), дочь истицы, являются законными и обоснованными подлежащими полному удовлетворению.
 

    На основании ст. 194-198 ГПК РФ
 

    Р Е Ш И Л :
 

          Исковые требования Бугровой В.Г., Азаровой К.А. удовлетворить.
 

    Обязать Федеральное государственное казенное учреждение « 8 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» осуществить перевод нежилого помещения, расположенного по адресу : <адрес> жилое помещение; признать за Бугровой В.Г. и Азаровой К.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу : <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г; заключить с Бугровой В.Г. договор социального найма данного жилого помещения и включить в него в качестве члена ее семьи Азарову К.А.
 

    Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Верхнеуфалейский городской суд.
 

    Председательствующий :              Н. И. Гуцко