Дело № 2-556/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Холмогоры
 

30 октября 2014 года
 

    Холмогорский районный суд Архангельской области в составе:
 

    председательствующего судьи Поддубняк Г.А.
 

    при секретаре Ворониной Г.С.,
 

    с участием прокурора Никольского А.В.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 30 октября 2014 года гражданское дело по заявлению Б.Т. об отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» №73 от 08 августа 2014 года,
 

установил:
 

    Б.Т. обратилась в суд с заявлением об отмене решения восемнадцатой сессии Совета депутатов МО «Луковецкое» от 08 августа 2014 года и подписанное Главой МО «Луковецкое» о повышении оплаты за наем жилого помещения, считая его незаконным.
 

    В судебном заседании представитель заявителя Б.В., действующий на основании доверенности, доводы заявления поддержал, пояснив суду, что Решением Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» от 8 августа 2014 года №73, с 1 ноября 2014 года определена плата за жилое помещение для нанимателей жилого помещения, плата за наем, в размере 9 рублей 00 копеек за 1 кв.м, что считает противоречащим положению статьи 154 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, в связи с чем, возложение обязанности на нанимателей жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт, считает незаконным.
 

    Представители заинтересованных лиц – администрации муниципального образования «Луковецкое»; Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» - в суд не явились, извещены надлежащим образом.
 

    Из представленного письменного отзыва администрации муниципального образования «Луковецкое» следует, что повышение размера на наем представительный орган руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации Архангельской области от 26 декабря 2013 года №613-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области». В связи с этим Совет депутатов МО «Луковецкое» принял Решение от 30.09.2014 года №76 «Об утверждении тарифа на наем жилого помещения в муниципальном образовании «Луковецкое»(л.д.15-17).
 

    Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
 

    Из оспариваемого Решения Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» третьего созыва (пятая сессия) от 08 августа 2014 года №73 «Об утверждении тарифа на наем жилого помещения в муниципальном образовании «Луковецкое» следует: 1. С 01 ноября 2014 года определить плату за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма (плата за наём) в размере 9 рублей 00 коп. за 1 кв.м. (л.д.22). Решение опубликовано в муниципальном вестнике МО «Луковецкое» выпуск 68 от 14 августа 2014 года.
 

    Решением Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» третьего созыва (девятнадцатая сессия) от 30 сентября 2014 года №76 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Луковецкое» от 08.08.2014 №73 «Об утверждении тарифа на наем жилого помещения в муниципальном образовании «Луковецкое»», изложен первый абзац в следующей редакции: «На основании статьи 153, 154 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2013 года №613-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области», для компенсации расходов бюджета муниципального образования «Луковецкое» по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Совет депутатов муниципального образования «Луковецкое» решает: « (л.д.21). Решение опубликовано в муниципальном вестнике МО «Луковецкое» выпуск 71 от 2 октября 2014 года.
 

    В соответствии со ст. 17 Устава муниципального образования «Луковецкое» (с изменениями на 04.04.2014), принятого решением Совета депутатов №8 от 17 ноября 2005 года (далее – Устав), Совет депутатов муниципального образования «Луковецкое» является постоянно действующим единственным представительным органом муниципального образования «Луковецкое» (л.д.26-41).
 

    Согласно п.1 ст. 19 Устава, Решение Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» может быть принято по любому вопросу, требующему принятия общеобязательных правил по вопросам местного значения, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
 

    Вопросы местного значения муниципального образования «Луковецкое» указаны в ст.7 Устава, и согласно ч.1 п.6, к ним относятся, в том числе: обеспечение проживающих в муниципальном образовании «Луковецкое» и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
 

    В соответствии со ст. 2 ч.1 п.6.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
 

    Согласно ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
 

    11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт);
 

    11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта).
 

    В соответствии с ч.2 данной статьи, участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
 

    В соответствии с п.10 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 154 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
 

    Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
 

    Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
 

    Согласно п. 8.1 данной статьи, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
 

    Пунктом 8.2 данной статьи определено, что собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
 

    Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
 

    Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
 

    Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
 

    Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
 

    В приведенной федеральной норме также предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, устанавливать порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам, порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 поименованного Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений, кроме этого, устанавливать порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Кодексом, порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
 

    Таким образом, на законодательный орган субъекта Российской Федерации возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
 

    Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
 

    Постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2013 года №613-пп, с 1 января 2014 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц: на 2014 год - 6,10 рубля; на 2015 год - 6,37 рубля; на 2016 год - 6,66 рубля.
 

    Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации содержит легальное определение категории "плата за жилое помещение", характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (то есть лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и другого). Кроме того, с 2014 года отдельно выделяется взнос на капитальный ремонт. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
 

    Таким образом, исходя из смысла части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме можно представить как: 1) плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; 3) взнос на капитальный ремонт.
 

    Судом установлено, что Совет депутатов муниципального образования «Луковецкое» имеет полномочия на принятие оспариваемого решения, при принятии оспариваемого решения был соблюден установленный порядок его принятия в надлежащей форме и порядок опубликования, а также то, что содержание оспариваемого решения в части установленной судом, соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
 

    Доводы заявителя о необоснованности установленного размера платы суд руководствуется разъяснениями подпункта "а" абзаца 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
 

    При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (пункт 26).
 

    Установление органом местного самоуправления размера платы за наём жилого помещения не препятствует осуществлению собственнику муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, в том числе с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома.
 

    Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2011 г. N 357-О-О, наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
 

    При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявления Б.Т.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении заявления Б.Т. о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования «Луковецкое» третьего созыва (пятая сессия) от 08 августа №73, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца.
 

    С у д ь я:
 

Г.А. Поддубняк