Дело № 2-465/2014 (вступило в з/с 18.10.2014г.)
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

поселок Ягодное      «12» сентября 2014 года
 

              Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе            председательствующего судьи Засядько Е.А., с участием прокурора Ягоднинского района Магаданской области Л.., при секретаре В.,
 

              рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации МО «Поселок Синегорье» о возложении обязанности по созданию специальной службы по вопросам похоронного дела,-
 

У С Т А Н О В И Л:
 

                Прокурор Ягоднинского района Магаданской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с иском к администрации МО «Поселок Синегорье» о возложении обязанности по созданию специальной службы по вопросам похоронного дела в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что в муниципальном образовании «Поселок Синегорье» отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, создание и определение порядка деятельности, которой в силу п. 2 ст. 25, п. 1, 2 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года 8-ФЗ возложено на администрацию муниципального образования «Поселок Синегорье». В связи с этим, прокурором района 23.06.2014 г. в адрес главы МО Поселок Синегорье» внесено представление № 07-01-2014/60 об устранении нарушений федерального законодательства. Письменным ответом администрации МО «Поселок Синегорье» от 04.07.2014 г. № б/н доводы представления отклонены. В обоснование отказа в удовлетворении представления главой муниципального образования положен вывод о том, что на территории поселения услуги по перечню, установленному ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, оказываются ООО «Ритуал» на основании договора от 31.12.2013г., заключенного между администрацией МО «Поселок Синегорье» и названным юридическим лицом. Действительно, 31.12.2013 г. между администрацией МО «Поселок Синегорье» и ООО «Ритуал» заключен договор на оказание на оказание услуг по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории МО «Поселок Синегорье», сроком до 31 декабря 2014 года. Предметом указанного договора является предоставление гарантированного перечня услуг по погребению умерших граждан, при этом в названный договор включены условия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ. Таким образом, на ООО «Ритуал» (стороннюю коммерческую организацию) возложены обязанности по погребению умерших и осуществление иных видов деятельности, которые возлагаются исключительно на специализированную службу по похоронному делу. Однако из Устава ООО «Ритуал» не следует, что общество создано муниципальным образованием «Поселок Синегорье» и указанное муниципальное образование является учредителем или участником общества (пункт 3.1. Устава). При этом в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.
 

    Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Таким образом, оснований считать заключенный администрацией МО Поселок Синегорье» договор с ООО «Ритуал», как со специализированной службой по вопросам похоронного дела, соответствующим положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, не имеется. Отсутствие в МО «Поселок Синегорье» специализированной службы, созданной в соответствии с требованиями законодательства уполномоченным органом местного самоуправления, нарушает права жителей указанного муниципального образования на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и иным хозяйствующим субъектом, оказывающим такого рода услуги. В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем прокурор просил суд возложить на администрацию муниципального образования «Поселок Синегорье» обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в иконную силу.
 

    Прокурор в судебном заседании на иске настаивал по основаниям в нем указанным.
 

         Представитель ответчика в судебном заседании отсутствовал, согласно заявлению просил рассмотреть дело без своего участия. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Согласно письменным возражениям с иском не согласился в полном объеме, указав, что Закон РФ «О погребении и похоронном деле» не возлагает на администрацию обязанность создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, создание таких служб в сельском поселении необязательно.
 

               В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, то есть органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похорон. Из смысла Закона следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем, исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10 и 12 Конституции Российской Федерации, полагаем, что суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, с учетом положений ст.ст.18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что деятельность общественных и вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно, считаем, что создание специализированных служб по вопросам похоронного дела в поселке Синегорье является необязательным. Более того, заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела истец не представил доказательств того, что имели место жалобы со стороны жителей поселка Синегорье по вопросам похоронного дела, случаи отказа администрацией п. Синегорье в организации ритуальных услуг, а также случаи несодержания мест захоронения. На территории поселка Синегорье проживает 2607 человек, граждане самостоятельно организуют похороны умерших родственников, участвуют в содержании кладбища. Администрация содействует жителям в организации похорон, занимается благоустройством кладбищенской территории, уборкой кладбища, содержанием бесхозных могил и могил ветеранов ВОВ, в честь последних силами администрации была установлена мемориальная плита. Ежегодно заключаются договора на рытье могил. Содержит дорогу 15 км. от поселка до кладбища, организует транспорт для населения в памятные дни. Так же, администрация на себя берет обязанности по выносу и вывозу до морга п. Ягодное трупов, финансируя данные услуги из собственных средств. Ежегодно в бюджет муниципального образования «Поселок Синегорье» закладываются средства на ритуальные услуги, предоставляемые безвозмездно в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению. Жителям поселка по их заявлению выделяется материальная помощь из резервного фонда. Кроме того, на территории Ягоднинского района оказывает общество с ограниченной ответственностью «Ритуал» в лице директора Т. Между обществом и муниципальным образованием «Поселок Синегорье» заключен договор б/н от 31 декабря 2013 года, которым предусмотрено оказание услуг по погребению умерших граждан за счет бюджета муниципального образования «Поселок Синегорье». Действующим законодательством не запрещается органам местного самоуправления передача услуг по погребению и организация похоронного дела сторонней организации. Таким образом, полагали, что с их стороны отсутствуют нарушения требований федерального законодательства, регламентирующего организацию ритуальных услуг. Права и законные интересы граждан не нарушаются. На основании изложенного просил в удовлетворении иска прокурору отказать в полном объеме.
 

              В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
 

              Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
 

    Нормами ст. 25 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
 

    Положениями ч. 2 той же статьи предусматривается, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
 

    В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
 

    Таким образом, обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше законами.
 

    Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения как поселения, так и муниципального района в равной степени, поэтому обязанность по обеспечению данных государством в указанной части гарантий должны нести и органы местного самоуправления поселения.
 

    Согласно положениям статьи 25 Федерального закона РФ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
 

    Ввиду изложенного, суд не принимает доводы возражений ответчика об отсутствии обязанности у администрации поселения по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
 

    Согласно письменным возражениями ответчика на территории п.Синегорье специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась и на момент рассмотрения дела не создана.
 

    Уставом муниципального образования "Поселок Синегорье» к вопросам местного значения муниципального образования отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.21 ч.1 ст.6 Устава).
 

    В соответствии с п.9 ч.2 ст.47 Устава поселения, в целях решения вопросов местного значения администрация муниципального образования обладает полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
 

    Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, сельское поселение вправе по собственному усмотрению, руководствуясь положениями статьи 5 Устава, создать специализированную службу как в виде самостоятельного юридического лица, так и не исключается создание соответствующей службы посредством образования структурного подразделения Администрации Муниципального образования поселения.
 

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат полному удовлетворению. Принимая во внимание необходимость решения организационных вопросов по созданию соответствующей службы, суд полагает, что настоящее решение подлежит исполнению в срок до 01 января 2014 года.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации МО «Поселок Синегорье» о возложении обязанности по созданию специальной службы по вопросам похоронного дела,- удовлетворить.
 

    Обязать администрацию МО «Поселок Синегорье» в срок до 01 января 2015 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
 

    Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в порядке апелляции в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме - 17 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий судья подпись Е.А.Засядько