2(1)-780/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Ясный                                                                                      22 июля 2014 г.
 

                Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Сармасиной Ж.С.,
 

    при секретаре Ильиной Ю.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.В.И. к администрациям МО "К" сельсовет и МО "Я" о признании права собственности на квартиру,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истец К.В.И. обратился в суд с иском к администрациям МО "К" сельсовет и МО "Я" о признании права собственности на квартиру, в котором указал, что на основании Распоряжения администрации "К" поссовета /адрес/ № от дд.мм.гг. ему был выделен земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для личного подсобного хозяйства, общей площадью "..." кв.м., по адресу: /адрес/ дд.мм.гг. он зарегистрировал право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним дд.мм.гг. была сделана запись регистрации №
 

    На указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом дд.мм.гг. постройки, литер А. В данном жилом доме располагается квартира общей площадью "..." кв.м. Согласно справке администрации МО "К" сельсовет /адрес/ от дд.мм.гг. № правообладателем признан К.В.И.. Указал, что данной квартирой он пользуется длительный период времени, принимал меры по её сохранению, производил своевременный ремонт, расходы на содержание квартиры оплачиваются так же за его счет.
 

    Согласно справке администрации МО "К" сельсовет /адрес/ от дд.мм.гг., квартира, по адресу: /адрес/, муниципальной не является. Нахождение объекта недвижимости не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, нет обременений, условий его использования для ремонта и эксплуатации водопровода, воздушной линии электропередач и других коммуникационных объектов.
 

    При обращении в администрацию МО "Я" за предоставлением документации о правообладателе квартиры, расположенной по адресу: /адрес/ был получен ответ о том, что в архивном фонде администрации МО "К" сельсовета /адрес/ правоустанавливающие документы на жилой фонд поселка "К" отсутствуют.
 

    Просит суд признать право собственности на квартиру, общей площадью "..." кв.м., расположенную по адресу: /адрес/
 

    В предварительном судебном заседании представитель истца по доверенности А.Б.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, и пояснил, что отец истца работал подрывником в шахте "Р.П.К.", в дд.мм.гг. золотодобывающий рудник закрылся. Данная квартира была получена отцом истца от сельсовета или от "Р.П.К." в дд.мм.гг., но никаких документов о передаче квартиры не сохранилось. Истец желает оформить право собственности на квартиру по адресу: /адрес/
 

    Определением от дд.мм.гг. привлечена для участия в гражданском деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований супруга истца К.О.З..
 

    Истец К.В.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия.
 

    Представитель ответчика администрации МО "К" сельсовет /адрес/ области не явился,надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
 

    Представитель ответчика администрации МО "Я" области о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований. А также просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие его представителя.
 

    Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, кадастра и картографии в отзыве на исковое заявление указал, что не имеет заинтересованности в исходе данного гражданского дела. А также просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие его представителя.
 

    Третье лицо без самостоятельных требований К.О.З. о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении указала, что не возражает против удовлетворения исковых требований К.В.И. и просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.
 

    Дело на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрено без участия указанных лиц.
 

    Суд, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.
 

              В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
 

    Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на жилище.
 

    Согласно статье 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат защите равным образом.
 

    В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
 

    В силу ст.2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
 

    Исходя из положений ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные помещения.
 

    Из свидетельства о регистрации права от дд.мм.гг. серия №, следует, что земельный участок по адресу: /адрес/ на праве собственности принадлежит истцу К.В.И.
 

    Согласно техническому паспорту помещения от дд.мм.гг., квартира по адресу: /адрес/ принадлежит К.В.И.. На основании справки администрации МО "К" сельсовет /адрес/ области от дд.мм.гг. №, данный жилой дом дд.мм.гг. постройки. Арестов и запрещений не имеет, общая площадь "..." кв.м, жилая площадь "..." кв. м.
 

    Согласно справке администрации МО "К" сельсовет /адрес/ от дд.мм.гг., данная квартира не является муниципальной. Нахождение объекта недвижимости не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, нет обременений условий его использования для ремонта и эксплуатации водопровода, воздушной линии электропередач и других коммуникационных объектов.
 

    Согласно ответу администрации МО "К" сельсовет /адрес/ от дд.мм.гг., в архивном фонде администрации МО "К" сельсовета /адрес/ правоустанавливающие документы на жилой фонд поселка "К" отсутствуют.
 

    В своих письменных объяснениях граждане С.М.Г.. и Н.М. указывают, что К.В.И. действительно проживал по адресу: /адрес/
 

    Согласно справке № администрации МО "К" сельсовет /адрес/ (основание - домовая книга №) в квартире по адресу: /адрес/ проживали: К.И.М. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. К.Х.Е. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. К.В.И. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. К.О.З. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. К.Н.В.. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. К.А.В. с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.
 

    Согласно справке администрации МО "К" сельсовет /адрес/ от дд.мм.гг., сведений о предоставлении квартиры К.В.И. или его отцу К.И.М.. не имеется. В жилищном фонде поселка /адрес/, спорная квартира не находилась. "Р.П.К." являлось государственным и прекратило свою деятельность в дд.мм.гг.
 

    В соответствии со статьей 18Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
 

    Федеральным закономот 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
 

    Пунктом 1Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года УказомПрезидента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
 

    Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
 

    Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что недвижимое имущество - квартира в двухквартирном жилом доме, находящемся по адресу: /адрес/ была предоставлена отцу истца К.И.М.., включая членов его семьи, в связи с трудовыми отношениями в "Р.П.К.", которое в дд.мм.гг. прекратило свою деятельность.
 

    Судом установлено и это подтверждается доказательствами в деле, жилой дом со спорной квартирой по адресу: /адрес/ в муниципальную, в частную собственность не передавался; на праве собственности за "Р.П.К." не значится, а также не включен в реестр государственного имущества.
 

    По смыслу Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
 

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2005 года разъясняется, что в том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
 

    Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
 

    В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
 

    Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
 

    Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
 

    При обращении истцов в администрацию /адрес/ за предоставлением документации о правообладателе данной квартиры, был получен отказ с разъяснением о том, что в архивном фонде администрации МО "К" сельсовет правоустанавливающие документы на жилой фонд поселка "К" отсутствуют.
 

    По данным архива /адрес/ филиала ГУП /адрес/ «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» сведений о зарегистрированных правах на квартиру и земельный участок под ним не значится.
 

    Согласно ответу администрации МО "Я" на запрос от дд.мм.гг. жилое помещение по адресу: /адрес/ в собственность муниципального образования Ясненский район не передавалась, и в настоящее время не является собственностью муниципального образования.
 

    Согласно справке № администрации МО "К" сельсовет /адрес/, квартира по адресу: /адрес/, не является областной, государственной или муниципальной собственностью.
 

    Согласно справке № администрации МО "К" сельсовет /адрес/, квартира по адресу: /адрес/ является жилой, аварийной или подлежащей сносу не признавалась, находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для проживания. На основании похозяйственной книги № владельцем является К.В.И..
 

    Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от дд.мм.гг. данные о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: /адрес/ отсутствуют.
 

    Единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности является государственная регистрация такого права.
 

    Такого судом не установлено.
 

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, истец по объективным причинам не имеет возможности установить право собственности на недвижимое имущество в не судебном порядке.
 

    Отказ в наделении истца правом собственности, ввиду отсутствия надлежаще оформленных документов на владельца жилищного фонда, а также затягивание этого процесса на неопределенное время, существенно ущемляет законные права истца.
 

    Кроме того, согласно выписке из похозяйственного учета истец является владельцем указанной квартиры, а земельный участок, на котором расположена указанная квартира, принадлежит истцу на праве собственности.
 

    При таких обстоятельствах, требования истца подлежит удовлетворению.
 

    Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
 

    Руководствуясь ст. 194-198, ст.199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

            Исковые требования К.В.И. к администрации МО "К" сельсовет и МО "Я" о признании права собственности на квартиру удовлетворить.
 

    Признать за К.В.И. право собственности на квартиру в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /адрес/
 

    Право собственности подлежит регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по /адрес/.
 

             На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы через Ясненский районный суд.
 

           Судья/подпись/Решение вступило в законную силу 26.08.2014г.