Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2011 года Дело N А60-13864/2011


[В удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.В.Кудинова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Е. Яних рассмотрел в судебном заседании дело NА60-13864/2011

по иску Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт"

к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр"

о взыскании 27310894 руб. 16 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Голубева Т. М., представитель по доверенности N 1 от 01.12.2010г.,

от ответчика: Семеновых С. С., представитель по доверенности N 04-10/121 от 01.01.2011г.

третье лицо: извещено, имеется подпись в протоколе судебного заседания от 15.08.2011 года.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 27310894 руб. 16 коп.

Истец в ходе судебного разбирательства уменьшил размер исковых требований до 27289883 руб. 02 коп.

В судебном заседании 02.09.2011 года истец настаивал на удовлетворении исковых требований в указанной сумме, указав обоснование требований, что осуществляет управление в отношении 236 жилых домов. Для оказания коммунальных услуг гражданам истец заключил договор с ЕМУП "Водоканал" N 2853 от 09.03.2005 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. На домах, находящихся в управлении истца, отсутствуют общедомовые приборы учета холодной воды, установленные в соответствии с Правилами допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго N Вк4936 от 12.09.1995 г., применяемых истцом по аналогии, поэтому ответчик должен был определять количество холодной воды и отведенных стоков исходя из нормативов потребления, утвержденных органом местного самоуправления. Ответчик за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года предъявил к оплате количество холодной воды и стоков, превышающее начисленное потребителям по нормативам потребления, в том числе по холодной воде - на 964820,23 куб.м., по водоотведению - 1043585,47 куб.м. Таким образом, разница объемов энергоресурсов, предъявленных ЕМУП "Водоканал" и начисленных потребителям, составила 27289883,02 руб., в том числе по водоснабжению - 17511487,21 руб., по водоотведению - 9778395,81 руб.

В обоснование расчета истец также указал, что ряд домов оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя, потребленного на горячее водоснабжение, поэтому по таким домам необоснованно производить расчет водоотведения по общему нормативу потребления 10,34 куб.м.

Ответчик требования истца не признал, указав в письменных отзывах следующее:

В соответствии с условиями договора N 2853 количество питьевой воды, полученной истцом, определяется по показаниям средств измерений; количество сточных вод определяется по показаниям средств измерений воды, поступающей абоненту, и объема горячей воды, подаваемой абоненту теплоснабжающей организацией. Договор является действующим и изменений в части порядка учета количества отпущенной воды и принятых сточных вод - не содержит.

Ответчик считает необоснованным применение к отношениям сторон Правил допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго N Вк4936 от 12.09.1995 г. Отношения сторон регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 года. Отсутствиеу истца проектов на узлы учета, паспортов на приборы учета не является основанием для определения ответчиком количества холодной воды и отведенных сточных вод, исходя из нормативов потребления. На спорных объектах установлены приборы учета.

Также ответчик не согласен с расчетами истца, поскольку последний исходит из показаний индивидуальных приборов учета, а также производит расчет водоотведения в части холодной и горячей воды пропорционально нормативам потребления данных коммунальных услуг, что не предусмотрено Правилами N 307.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Между истцом и ответчиком подписан договор N 2853 от 09.03.2005 года, по условиям которого ответчик (Водоканал) обязуется обеспечивать абонента питьевой водой, отвечающей санитарным нормам, принимать в канализацию сточные воды, принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации), а абонент обязуется обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации, оборудовать узел учета и обеспечить его эксплуатацию за свой счет, обеспечивать сохранность пломб на средствах измерений, при обнаружении неисправностей - уведомить об этом Водоканал и выполнять иные обязанности, предусмотренные разделом 1У договора.

Порядок учета количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод определяется разделом У договора, в том числе количество питьевой воды, полученной истцом, определяется по показаниям средств измерений (пункт 5.1); количество сточных вод определяется согласно Приложению N 2 по показаниям средств измерений воды, поступающей абоненту, и объема горячей воды, подаваемой абоненту теплоснабжающей организацией (пункт 5.2).

При потреблении абонентом воды без средств измерений или с неисправными приборами учета воды или по истечении их межповерочного срока количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду (пункт 5.3 договора).

Между сторонами возник спор относительно способа учета поставленной истцу питьевой воды и сброшенных им сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 года (далее - Правила N 167).

Пунктом 11 Правил N 167 зафиксировано, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В связи с тем, что истец является ресурсоснабжающей организацией, а ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в Ленинском районе города Екатеринбурга, отношения, сложившиеся между сторонами, регулируются также Правилами о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, (далее - Правила N 307).

Так как в силу п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом п. 15 Правил N 307.

Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных п. 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подп. "а" п. 5, п. 10, подп. "в" п. 39 Правил N 306).

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

Порядок установки приборов учета определен в разделе 4 Правил N 167, а именно:

Пунктом 33 Правил N 167 предусмотрено, что количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.

Для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента (пункт 34 Правил).

Согласно п.п. 36, 37,38 Правил N 167 до начала разработки технической документации на проектирование узла учета абонент может получить в организации водопроводно-канализационного хозяйства исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Исходные данные выдаются по заявке абонента в 10-дневный срок. Выбор средств измерений и схемы учета осуществляет абонент. Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений. Абонент до начала комплектации узла учета представляет техническую документацию (проект, рабочие чертежи, эскиз, схему) организации водопроводно-канализационного хозяйства, которая в течение не более 15 дней письменно сообщает о замечаниях либо их отсутствии. Непредставление письменного сообщения в указанный срок считается отсутствием замечаний.

В соответствии с п. 41 Правил приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.

Учитывая, что Правила N 167 определяют нормативное регулирование порядка установки приборов учета, то оснований для применения по аналогии Правил допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго N Вк4936 от 12.09.1995 г., суд не усматривает.

При этом ответчиком в материалы дела представлены акты, составленные с участием представителей управляющей организации, в которых стороны при проверке системы водоснабжения установили наличие в спорных жилых домах приборов учета, указав их марку, заводской номер и показания; ответчик принимал показания данных приборов учета при определении количества энергоресурса в качестве достоверных.

При представлении в материалы дела таких документов суд полагает необоснованными доводы истца об отсутствии общедомовых приборов учета и необходимости исчисления количества потребленного энергоресурса на основании нормативов потребления.

Суд также проанализировал представленные истцом расчеты количества и стоимости энергоресурсов, произведенные, как указывает истец, в соответствии с Правилами N 307 по нормативам потребления коммунальной услуги.

Данные расчеты не соответствуют действующему нормативному регулированию и сложившейся на его основе правоприменительной практике.

Так, расчет истца на сумму 27289883,02 руб. произведен им на основании данных, представленных ООО "Единый расчетный центр", о начислениях гражданам, с учетом показаний индивидуальных приборов учета.

Вместе с тем, применительно к правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 года N 6530/10 по делу N А12-2657/2009 при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167 (общедомовых приборов учета), объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальной услуги, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.

Применение к отношениям между сторонами п. 16 Правил N 307 означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении общества. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами в силу подписанного ими договора.

В судебное заседание 02.09.2011 года истец представил уточненный расчет объемов водоснабжения и водоотведения (без учета показаний индивидуальных приборов учета), в соответствии с которым разница между предъявленной и начисленной ответчиком суммой составила 6981306,01 руб. - по водоснабжению, 5144629,36 руб. - по водоотведению.

Однако данный расчет также не соответствует Правилам N 307 и Правилам N 306, поскольку истец выделяет из норматива потребления услуги водоотведения водоотведение холодной воды и определяет его расчетным способом в размере 5,02 куб.м./чел.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с названными Правилами норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

При этом нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п. 9 Правил установления нормативов потребления N 306).

Согласно пункту 28 Правил N 306 норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Согласно п. 12 Правил установления нормативов потребления N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Таким образом, норматив потребления судом не устанавливается и не изменяется (не делится на норматив водоотведения холодной воды и норматив водоотведения горячей воды), в частности, в целях определения стоимости определенной коммунальной услуги.

С учетом изложенного, представленные истцом расчеты противоречат действующему нормативному регулированию и не могут быть приняты за основу при определении количества поставленного энергоресурса.

Ответчик представил контррасчет, который составлен в соответствии с Правилами N 307, с учетом представленных уполномоченным органом сведений о количестве зарегистрированных граждан, из которого следует, что при осуществлении сторонами расчетов на основании нормативов потребления размер начислений превышает фактически предъявленный истцу на основании показаний приборов учета.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о неосновательном обогащении применяются, в том числе к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Вместе с тем, поскольку истец не доказал наличие оснований для определения количества энергоресурса расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления, а также не доказал обоснованность расчета неосновательного обогащения на сумму 27289883,02 руб., то суд отклоняет заявленные исковые требования.

Вопросы распределения судебных расходов разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При цене иска 27289883 руб. 02 коп. размер подлежащей уплате госпошлины составляет 159449 руб. 42 коп.

При подаче иска истцом путем перечисления денежных средств по платежному поручению N 24527 от 22 апреля 2011 г. была уплачена государственная пошлина в сумме 159554 руб. 47 коп.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то госпошлина относится на истца и возмещению за счет ответчика - не подлежит.

Также истцу возвращается из федерального бюджета госпошлина в размере 105 руб. 05 коп. в связи с уменьшением размера исковых требований (ч. 1 ст. 333.22, ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Ю.В.Кудинова