СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 декабря 2021 года Дело N 33-184/2021

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Зиновьева А.С.,

судей Малова Д.В., Скляровой Е.В.,

при секретаре Лысаченко Е.А.,

с участием прокуроров Талаевой О.И., Таяновой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на решение Иультинского районного суда от 19 августа 2021 года (с учетом определения Иультинского районного суда от 27 августа 2021 года о внесении исправлений в решение суда), которым постановлено:

"исковое заявление прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах Шкиль Т.Т. к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным, удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, зарегистрированную в качестве юридического лица 10 декабря 2008 года, ИНН 8704004380, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, пгт Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9, обязанность предоставить Шкиль Т.Т., <дата> года рождения, уроженке <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Конергино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого.

Решение суда о возложении обязанности подлежит исполнению непосредственно после его вступления в законную силу".

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о возложении на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа (далее - Администрация ГО Эгвекинот, Администрация, ответчик) обязанности предоставить Шкиль Т.Т. вне очереди благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Конергино жилое помещение, равнозначное по площади занимаемому Шкиль Т.Т., по договору социального найма, в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот в связи с признанием дома, в котором проживает истец, аварийным, подлежащим сносу.

Как следует из искового заявления, по результатам проверки соблюдения жилищного законодательства прокуратурой Иультинского района установлено, что распоряжением главы Администрации ГО Эгвекинот от 28 февраля 2020 года N 84-ра, дом N 11, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся муниципальной собственностью ГО Эгвекинот, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку бездействие Администрации ГО Эгвекинот в части непринятия мер по внеочередному переселению из аварийного жилья Шкиль Т.Т. нарушает ее жилищные права, а также ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

По заявленным исковым требованиям судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Ответчик Администрация ГО Эгвекинот подал апелляционную жалобу на решение суда, указав на его необоснованность, незаконность и необходимость отмены.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Иультинского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, истец о причинах неявки не сообщил, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В заседании суда апелляционной инстанции прокуроры Талаева О.И., Таянова Е.К. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав прокуроров Талаеву О.И., Таянову Е.К., проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 51, 57, 86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, его физический износ составляет более 70 %, дом не подлежит восстановлению, имеется явная опасность разрушения его конструкций, угроза безопасности гражданам при дальнейшем проживании в нем. По этой причине трехлетний срок, установленный администрацией для переселения Шкиль Т.Т. из данного аварийного дома, суд признал неприменимым, новое жилое помещение - подлежащим незамедлительному предоставлению.

Вывод суда первой инстанции о том, что проживание в жилом доме, угрожающем безопасности жильцов, является основанием для внеочередного обеспечения жильцов такого дома другим жильем, судебная коллегия признает правильным.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылками на специфику условий Крайнего Севера, выражающуюся в отдаленности села Конергино, в отсутствии квалифицированных работников, специальной техники, необходимых для строительства жилья, в дороговизне доставки и хранения необходимых строительных материалов, техники, непродолжительности летнего периода, благоприятного для выполнения строительных и сопутствующих им работ, в сложностях подыскания в перечисленных условиях подрядчиков для строительства в рамках законодательства о торгах, на принимаемые ответчиком меры для отселения жителей аварийных домов коллегией отклоняются, поскольку действующее законодательство решение вопроса о наличии права на внеочередное обеспечение жильем не ставит в зависимость от специфики и трудностей регионов России.

Вместе с тем довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованности признания судом за истцом Шкиль Т.Т. права на внеочередное предоставление жилья взамен занимаемого коллегия признает заслуживающим внимания, но по иным основаниям.

Как следует из материалов дела, жилое помещение в одноквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставлено Шкиль Т.Т. на основании договора социального найма жилого помещения от 19 февраля 2004 года N 88.

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества ГО Эгвекинот данный жилой дом является муниципальной собственностью ГО Эгвекинот.

Заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2020 года N 2 на основании акта обследования этой же комиссии от 13 февраля 2020 года N <адрес> в с. Конергино признан аварийным и подлежащим сносу, установлено, что физический износ дома составляет более 70 %, дом технически не поддается восстановлению. Дальнейшее проживание граждан в данном доме является угрожающим их безопасности.

Распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 28 февраля 2020 года N 84-ра жилой дом N N, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации поручено в течение трех лет решить вопрос о переселении жильцов из данного дома в муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания.

Из материалов дела видно, что Шкиль Т.Т. состоит на учете как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма под номером 12.

Администрацией ГО Эгвекинот с момента признания дома аварийным истцу Шкиль Т.Т. предлагалась двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, от которой она отказалась в связи с тем, что желает иметь благоустроенное жилье только в селе Конергино.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47).

Согласно пункту 43 Положения N 47 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент оценки дома N N, расположенного по адресу: <адрес>) при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в этом Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с пунктом 44 Положения N 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в частности:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, по форме согласно приложению N 1;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с пунктом 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 49 Положения N 47 на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции в нарушение статьи 148 ГПК РФ о задачах подготовки дела к судебному разбирательству, не определилв качестве юридически значимых обстоятельства признания жилого дома, занимаемого истцом Шкиль Т.Т., создающим угрозу ее жизни, в нарушение статьи 67 ГПК РФ о порядке оценки доказательств не проверил, являются ли акт от 13 февраля 2020 года N 2 и заключение межведомственной комиссии от 14 февраля 2020 года N 2 надлежащими доказательствами аварийности и опасности для истца спорного дома, не установил, соответствуют ли акт и заключение требованиям действующего законодательства, в частности, производилась ли надлежащая оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, соответствует ли принятое комиссией решение Положению N 47.

Между тем процедура оценки спорного жилого помещения, акт и заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, на основании которых издано положенное в основу исковых требований прокурора распоряжение Администрации городского округа Эгвекинот N 84-ра от 28 февраля 2020 года о признании этого жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не соответствуют требованиям Положения N 47.

Так, вопреки пункту 43, подпункту "д" пункта 45 Положения N 47 комиссия приняла решение в отсутствие заключения специализированной организации по результатам обследования жилого дома. Выводы комиссии не сопровождаются ссылками на проведенные исследования, показатели, по которым проводились эти исследования, их фактические результаты, на заключения (акты) органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, каким санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам не соответствует спорный жилой дом, при проведении обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры не применялись, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии в отсутствие результатов фактического технического обследования дома не соответствуют форме, установленной приложениями NN 1 и 2 к Положению N 47.

В нарушение пункта 47 Положения N 47 в отношении одноквартирного жилого дома комиссией принято решение о признании его аварийным и подлежащим сносу, в то время как такое решение может быть принято только применительно к многоквартирному жилому дому.

В соответствии с пунктом 6 Положения N 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Возможность принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу в отношении одноквартирного жилого дома Положение N 47 не предусматривает.

Между тем системный анализ вышеприведенных норм Положения N 47 свидетельствует о том, что на межведомственную комиссию возлагается обязанность принять соответствующее решение в той формулировке, которая указана в пункте 47 Положения.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит акт межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений муниципального жилищного фонда ГО Эгвекинот от 13 февраля 2020 года N 2 и заключение комиссии от 14 февраля 2020 года N 2 ненадлежащими доказательствами аварийного и опасного для проживания состояния жилого помещения, занимаемого Шкиль Т.Т., принятое в отношении одноквартирного жилого дома решение - не предусмотренным Положением N 47.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права привели к вынесению неправильного решения и в силу статьи 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.