СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2022 года Дело N 33-63/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бельмас И.Ю., Кречетова А.А.,

при секретаре Андреевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цикало А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании задолженности по отпускным выплатам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, понуждении предоставить справку формы 2-НДФЛ

по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Цикало А.В. обратилась в суд с названным выше иском к Управлению федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее - УФНС России по Магаданской области), указав в его обоснование, что с 5 ноября 2019 г. проходила службу в УФНС России по Магаданской области в должности ведущего специалиста финансового отдела, с 3 февраля 2020 г. - в должности главного специалиста-эксперта финансового отдела.

В период с 2019 г. по 2020 г. на основании приказов работодателя истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: с 6 по 8 мая 2020 г. (3 календарных дня), с 19 по 23 октября 2020 г. (5 календарных дней), с 6 по 10 ноября 2020 г. (5 календарных дней),

24 сентября 2020 г. истцу вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области, приказом от 27 ноября 2020 г. N 03-4-4/128 служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с 11 декабря 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7 дней.

При определении размера среднедневного денежного содержания для расчета отпускных и указанных компенсационных выплат работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истцу как гражданскому служащему в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, "разовых" премий, также относящихся к средствам материального стимулирования, и единовременной выплаты к отпуску. В результате общая сумма недоплаченных денежных средств составила 172 840 руб. 49 коп.

Полагала, что работодателем необоснованно и неправомерно не были включены в расчет денежного содержания выплаты средств материального стимулирования и единовременная выплата к отпуску.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, нормы законодательства, регулирующие состав, порядок, правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, иные нормы трудового законодательства, приведя свои расчеты причитающихся выплат (л.д. 33-36), увеличив в ходе рассмотрения дела исковые требования (л.д. 124) истец просила взыскать с ответчика денежные средства за период нахождения в оплачиваемых отпусках в сумме 47 692 руб. 58 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 7 547 руб. 57 коп., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 126 368 руб. 17 коп., обязать ответчика выплатить все причитающиеся выплаты за вычетом НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, с предоставлением справки формы 2-НДФЛ с указанием выплаченных сумм.

Ответчик против исковых требований возражал, полагал, что в расчет среднего заработка не подлежали включению денежные средства, выплаченные гражданским служащим, в том числе истцу, в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, сверх утвержденного фонда оплаты труда. Наряду с этим заявил о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора в части требований о взыскании неначисленных и невыплаченных денежных сумм, выплата которых производилась за пределами годичного срока.

Решением Магаданского городского суда от 24 ноября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.

С УФНС России по Магаданской области в пользу Цикало А.В. взысканы задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 7 547 руб. 57 коп. с произведением предусмотренных законодательством удержаний и отчислений, задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 126 368 руб. 17 коп., всего 133 915 руб. 74 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе УФНС России по Магаданской области ставит вопрос об отмене названного решения суда в удовлетворенной части. Полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применена норма, не подлежащая применению. Просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Полагает необоснованной ссылку в решении суда на статью 139 ТК РФ, поскольку правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлены специальным законодательством.

Полагает, что суд первой инстанции применил не подлежащие применению положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", письма Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7 "О материальном стимулировании в 2014 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов", так как они распространяются на правоотношения, имевшие место в 2014 г.

Обращает внимание на отсутствие в деле доказательств того, что выплаты в 2019-2020 гг. средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования произведены истцу на основании абзаца восьмого подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

Ссылку в решении суда на постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7 полагает необоснованной, поскольку в свободном доступе текст этого документа не размещен и в материалах дела отсутствует. Сведениями о вынесении аналогичных постановлений в 2019-2020 гг. налоговый орган не располагает.

Приводя в жалобе положения Федерального закона от 27.07.2004 N 79, а также принятых в его исполнение подзаконных актов Правительства и Президента Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты, указывает, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований и не входит в состав денежного содержания государственного служащего, используемого при расчете среднего денежного содержания при выплате отпускных сумм и увольнении со службы в связи с сокращением должностей.

Считает, что суд необоснованно возложил на налоговый орган обязанность по предоставлению доказательств, на которых основаны требования истца, чем нарушил принцип состязательности сторон.

Письменных возражений на апелляционную жалобу от истца не поступило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. На основании частей 3, 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определиларассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Решение суда в части отказа Цикало А.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках в период с 6 по 8 мая 2020 г., с 16 июля по 31 августа 2020 г., с 19 по 23 октября 2020 г., с 6 по 10 ноября 2020 г. и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу справку формы 2-НДФЛ сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в данной части в силу положений части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Цикало А.В. проходила государственную гражданскую службу в УФНС России по Магаданской области на основании служебного контракта от 5 ноября 2019 г. (с последующими изменениями и дополнениями) в период с 5 ноября 2019 г. по 11 декабря 2020 г.; с 3 февраля 2020 г. и по дату увольнения замещала должность главного специалиста-эксперта финансового отдела.

24 сентября 2020 г. истцу вручено предупреждение о сокращении должности в связи с реорганизацией налоговых органов Магаданской области, 16 октября 2020 г. - предложение о замещении должности главного специалиста-эксперта отдела общего и финансового обеспечения УФНС России по Магаданской области; от предложенной должности истец отказалась (л.д. 90, 91).

Приказом от 27 ноября 2020 г. N 03-4-4/2018 с Цикало А.В. расторгнут служебный контракт от 5 ноября 2019 г. N 319, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации 11 декабря 2020 г. в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 7 календарных дней (л.д. 93).

Из приказа также следует, что основанием для расторжения служебного контракта послужило предупреждение о сокращении должности, личное заявление Цикало А.В. от 25 ноября 2020 г.

При увольнении истцу в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 277 308 руб. 12 коп. и компенсация за 7 дней неиспользованного отпуска в размере 15 935 руб. 85 коп. (л.д. 106-107, 110-111).

При расчете указанных выплат не были учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные Цикало А.В. в течение 12 месяцев, предшествующих дате увольнения.

Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривается ответчиком, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) были выплачены на основании писем и приказов ФНС России о материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также выписок из протоколов заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.

Фак выплаты истцу материального стимулирования, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.

Не опровергался ответчиком и тот факт, что указанные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете размера среднедневного заработка истца для выплаты при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск.

Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 названного закона, входят в состав денежного содержания гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсационных сумм при увольнении.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 (далее - Правила от 06.09.2007 N 652).

В силу статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (пункт 8).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Исходя из приведенных положений в их совокупности и системной связи, суд пришел к выводу, что в состав денежного содержания гражданского служащего входят выплаты за счет фонда оплаты труда, формируемого, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

При этом суд первой инстанции принял во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N 238-7.

Из имеющихся в деле копий писем ФНС России за 2019-2020 гг. судом установлено, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Магаданской области доводилась информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, и дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.