СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2022 года Дело N 33а-17/2022

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Зиновьева С.А.,

рассмотрев материалы административного дела по представлению Анадырского межрайонного прокурора на определение Анадырского городского суда от 1 июля 2021 года, которым постановлено:

"заявление Администрации городского округа Анадырь об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 26.06.2014 по делу N 33-37/14 по апелляционному представлению прокурора г. Анадырь на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 23.12.2013 по делу N 2-399/13 по заявлению прокурора г. Анадырь к Администрации городского округа Анадырь о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по возведению очистных сооружений канализационной системы на выпусках N 1 (г.Анадырь, ул. Полярная), N 2 (г.Анадырь, окружная больница), N 3 (г.Анадырь, ул.Партизанская), N 4 (г.Анадырь, ул.Ленина, д.27), N 5 (с.Тавайваам, ул.Береговая, д.2а) и N 6 (с.Тавайваам, ул.Береговая, д.10) канализационной системы городского округа Анадырь, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа по гражданскому делу N 280-315/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" к публично-правовому образованию Чукотский автономный округ в лице Губернатора Чукотского автономного округа об обязании заключить концессионное соглашение - удовлетворить в полном объеме.

Предоставить Администрации городского округа Анадырь отсрочку исполнения решения Анадырского городского суда от 12.12.2018 по гражданскому делу N 2-161/2018 до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа по гражданскому делу N 280-315/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" к публично-правовому образованию Чукотский автономный округ в лице Губернатора Чукотского автономного округа об обязании заключить концессионное соглашение",

установил:

решением Анадырского городского суда от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявления прокурора г. Анадырь, поданного им в интересах неопределенного круга лиц по гражданскому делу N 2-399/2013, отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года указанное решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения, которым заявление прокурора г. Анадыря удовлетворено в полном объеме, оспариваемое им бездействие Администрации городского округа Анадырь признано незаконным с возложением на данное лицо обязанности в срок по 31.12.2019 включительно возвести очистные сооружения, обеспечивающие очистку сточных вод из выпусков N 1 (г. Анадырь, ул. Полярная), N 2 (г. Анадырь, окружная больница), N 3 (г. Анадырь, ул. Партизанская), N 4 (г. Анадырь, ул. Ленина, д.27), N 5 (с. Тавайваам, ул. Береговая, д.2а) и N 6 (с. Тавайваам, ул. Береговая, д.10) канализационной системы городского округа Анадырь, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На основании исполнительного листа от 11 марта 2020 года N N, выданного Анадырским городским судом, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Анадырь УФССП ЧАО Т. 27 марта 2020 года возбуждено исполнительное производство N N.

20 мая 2021 года Администрация городского округа Анадырь (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Анадырский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года.

В обоснование заявления Администрация указала, что конкретный способ исполнения возложенной на заявителя обязанности по возведению очистных сооружений канализационной системы городского округа Анадырь апелляционным определением от 26 июня 2014 года не определен и оставлен на усмотрение Администрации.

В связи с тем, что необходимая сумма для возведения очистных сооружений (более 600 млн. руб.) превышает более чем в 3 раза пятилетний объем собственных доходов городского округа Анадырь, а также учитывая отсутствие дополнительного финансирования, возможность исполнения решения суда за счет собственных средств у Администрации объективно отсутствовала.

Кроме того, объективно реализация реконструкции сетей водоотведения при возведении очистных сооружений возможна лишь при передаче права пользования на сети канализации (полностью либо в части), поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. Годы ввода в эксплуатацию выпусков канализационной системы городского округа Анадырь - с 1980 по 1992 год, т.е. более пяти лет.

Таким образом, единственным способом исполнения решения суда являлось привлечение частных инвесторов в рамках законодательства о государственно-частном партнерстве.

18 ноября 2019 года в Администрацию поступило в соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 15-ФЗ "О концессионных соглашениях" предложение от Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - ООО "Кристалл") о заключении концессионного соглашения, предметом которого является полная реконструкция системы водоотведения городского округа Анадырь с учётом новых требований СП 32.13330.2018 по объединению локальных систем водоотведения и строительство двух очистных сооружений для единой системы водоотведения городского округа Анадырь (закольцевать систему, объединив все выпуски в два N 1- на ул. Полярная, N 2 - на ул. Партизанская, на которых возвести очистные сооружения). По условиям концессионного соглашения прогнозируемый срок ввода в эксплуатацию - 31.12.2022. После прохождения всех необходимых процедур 19 декабря 2019 года межведомственной рабочей группой по рассмотрению и оценке предложений по инициативе заключения концессионных соглашений принято положительное решение о целесообразности заключения концессионного соглашения по предложению ООО "Кристалл". Концессионное соглашение подписано городским округом Анадырь и ООО "Кристалл", направлено Губернатору Чукотского автономного округа (далее - Чукотский АО) на подпись. Концессионное соглашение, в рамках которого должно осуществляться строительство, до сих пор не подписано Губернатором, в связи с чем приступить к реализации концессионного соглашения невозможно.

04.09.2020 ООО "Кристалл" обратилось в Арбитражный суд Чукотского АО с исковым заявлением к публично-правовому образованию Чукотский АО в лице Губернатора Чукотского АО с требованием обязать его заключить концессионное соглашение в отношении объекта водоотведения и очистки сточных вод городского округа Анадырь, находящегося в муниципальной собственности городского округа Анадырь, на условиях представленного ООО "Кристалл" проекта, между ООО "Кристалл" и Администрацией.

Определением Арбитражного суда Чукотского АО от 16.09.2020 исковое заявление ООО "Кристалл" о понуждении заключения концессионного соглашения принято к производству, Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (дело N А80-315/2020).

В случае удовлетворения искового заявления концессионное соглашение будет подписано, и концессионер приступит к реализации запланированных мероприятий. В случае отказа в удовлетворении иска Администрация будет вынуждена начать процедуру проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения с самого начала и определять концессионера по результатам проведенных процедур конкурентного отбора, после чего заключать новое концессионное соглашение, предметом которого станет возведение очистных сооружений сточных вод. До принятия и вступления в законную силу решения по делу N А80-315/2020 Администрация не вправе объявить конкурс, поскольку это нарушит права ООО "Кристалл" и сделает неисполнимым решение арбитражного суда по указанному делу в случае удовлетворения заявленных требований ООО "Кристалл". Таким образом, до момента принятия и вступления в законную силу решения по делу N А80-315/2020 у Администрации отсутствует объективная возможность исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского АО от 26 июня 2014 года.

При этом, учитывая предъявление исполнительного листа взыскателем Анадырской межрайонной прокуратурой, Администрация, находясь в условиях реальной невозможности исполнения судебного решения, в любой момент может быть подвергнута взысканию за его неисполнение как в виде взыскания исполнительского сбора, так и в виде привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного Администрация просила отсрочить исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского АО от 26 июня 2014 года до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по гражданскому делу N А80-315/2020.

Судом первой инстанции постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В представлении Анадырский межрайонный прокурор (далее - прокурор), указывая, помимо прочего, на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм, выразившееся в рассмотрении судом заявления об отсрочке в отсутствие лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просит определение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в Анадырский городской суд.

В силу положений частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) представление рассмотрено судьёй единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив определение городского суда в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Удовлетворяя заявление Администрации об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года в отсутствие участвующих в деле лиц, суд первой инстанции исходил из того, что отказ заявителю в предоставлении отсрочки породит нарушение прав и законных интересов третьих лиц, в данном случае ООО "Кристалл", поскольку в таком случае Администрация будет вынуждена нарушить условия подписанного ею концессионного соглашения и приступить к исполнению названного апелляционного определения в ином порядке либо путем заключения названного концессионного соглашения с иным участником рынка, что порождает потенциальную возможность оспаривания такого концессионного соглашения (нового соглашения, соглашения с иным участником) и может привести к исполнению апелляционного определения в иные, более поздние сроки. Кроме того, отказ в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения апелляционного определения суда Чукотского автономного округа в случае удовлетворения иска ООО "Кристалл" по гражданскому делу N А80-315/2020 фактически приведет к невозможности исполнения решения Арбитражного суда по названному гражданскому делу, что не отвечает принципам судопроизводства в Российской Федерации.

При этом суд в определении указал, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, их представители, а также заинтересованные лица, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлённые надлежащим образом, не явились, возражений, письменных пояснений по указанному заявлению в суд не представили, каких-либо ходатайств не заявляли.

Данное указание в части надлежащего извещения участвующих в деле лиц о месте и времени судебного заседания суд апелляционной инстанции находит не соответствующим действительности, а доводы прокурора в представлении, касающиеся допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, обоснованными.

Согласно части 3 статьи 96 КАС РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.

Однако, несмотря на то, что определение о принятии заявления к производству суда и назначении судебного заседания на 01.07.2021 на 15 часов вынесено судьёй городского суда 21.06.2021, уведомления о времени и месте судебного заседания направлены участвующим в деле лицам: Анадырскому межрайонному прокурору, Администрации, Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, МП "Горкоммунхоз", УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО, по факсимильной связи и телефонограммой лишь 30.06.2021 (т.4, л.д.147-154), то есть незаблаговременно.

При этом телефонограммой уведомлена только Администрация, а сведений о том, что факсимильное уведомление о времени и месте судебного заседания направлялось также и в ОСП г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО, в материалах дела не имеется.

Из сообщения судебного пристава-исполнителя Т. от 31.08.2021 на запрос прокурора следует, что извещения о судебных заседаниях, по результатам которых вынесено определение от 01.07.2021, в ОСП г. Анадыря не поступали (т.4, л.д.187).

Данную информацию подтвердила врио судебного пристава-исполнителя К., которая на запрос суда Чукотского АО от 27.01.2022 года сообщила, что сведения об извещении городским судом ОСП г. Анадыря о месте и времени судебного заседания, назначенного на 15 часов 01.07.2021 в помещении Анадырского городского суда, отсутствуют как в материалах исполнительного производства, так и в журнале приёма телефонограмм.

Довод прокурора в представлении о том, что Анадырская межрайонная прокуратура не была извещена о месте и времени судебного заседания, также нашёл своё подтверждение.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что направленное в прокуратуру 30.06.2021 факсимильное извещение было прокурором получено, а из представленной прокурором в суд Чукотского АО выписки из журнала входящей корреспонденции следует, что 30.06.2021 такое извещение в прокуратуру не поступало.

Более того, имеющиеся в материалах дела факсимильные уведомления (отчёты об отправке) не позволяют определить, документ какого содержания на одной странице направлялся всем участвующим в деле лицам.

В нарушение положений части 7 статьи 96 КАС РФ, согласно которым информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, такая информация судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена не была.

Кроме того, в силу части 2 статьи 358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение вышеуказанной правовой нормы судья городского суда не привлекла к участию в деле судебного пристава-исполнителя.

Из положений пунктов 2 и 4 части 1 статьи 310 КАС РФ следует, что решение суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что в случае отмены по частной жалобе, представлению прокурора определения суда первой инстанции полностью или в части по вопросам, при разрешении которых нарушены правила о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания (часть 1 статьи 185, статья 192, пункт 3 статьи 309, глава 38 КАС РФ), указанные выше вопросы подлежат разрешению судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах остальные доводы представления прокурора, касающиеся разрешения судом первой инстанции заявления Администрации об отсрочке исполнения судебного решения по существу, рассмотрению не подлежат.

Обобщая изложенное, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение суда первой инстанции подлежащим отмене, а представление прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, суд

определил:

определение судьи Анадырского городского суда от 1 июля 2021 года по настоящему административному делу отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в Анадырский городской суд.

Представление Анадырского межрайонного прокурора Кутыгина М.А. удовлетворить.

Судья А.С. Зиновьев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка