СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 2022 года Дело N 33-663/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,

судей Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.,

при секретаре Разумове С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 2 марта 2022 г. гражданское дело по иску Берзина В. К. к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на предоставление выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, включении в список граждан, обязании произвести выплату,

по апелляционной жалобе истца Берзина В.К.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2021 г., которым постановлено:

"Исковые требования Берзина В. К. оставить без удовлетворения".

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Берзин В.К. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что совместно с членами семьи постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г. В результате подтопления дом был поврежден и для его дальнейшей эксплуатации требуется проведение капитального ремонта. Вместе с тем, во включении в списки граждан, жилые помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, истцу отказано, ввиду отсутствия права собственности на указанное жилое помещение. Полагая данное решение незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" включить в список граждан, жилое помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения (л.д. 4-5).

Определением суда от 22 декабря 2021 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Берзина Е.Д. (л.д. 69-71).

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2021 г. исковые требования Берзина В.К. оставлены без удовлетворения (л.д. 73-76).

В апелляционной жалобе истец Берзин В.Е. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, а также доводам, приведенным в обоснование заявленных требований. Указывает, что в <Дата> г. приобрел в собственность по договору купли продажи земельный участок и расположенный на нем дом по адресу: <адрес>. В <Дата> г. на указанном участке был возведен новый жилой дом, старый дом был разобран на дополнительный строительный материал. Несмотря на то, что жилой дом был возведен без соответствующих разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию и фактически приобрел статус самовольной постройки, он соответствует всем техническим нормам и стандартам. До момента чрезвычайной ситуации ответчиками действия по возведению данного жилого помещения и его использованию по назначению не оспаривались (л.д. 78-82).

Ответчики администрация городского поселения "Шилкинское", администрация муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, надлежаще извещенные о слушании дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Берзина В.К., его представителя Латышева А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N 1327 (ред. от 09.08.2021) утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (п. 1 Правил).

Подпунктом "б" пункта 5 Правил N 1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в пп. "г" п. 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

Как следует из материалов дела, истец Берзин В.К. с <Дата> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Совместно с истцом по указанному адресу зарегистрированы: Б., Б., М., П. (л.д. 7, 55-56).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 N 46 с последующими изменениями в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 22 июня 2021 г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района "Шилкинский район".

Установлено и не оспаривалось, что жилое помещение по указанному выше адресу вошло в границы зоны чрезвычайной ситуации.

Из заключения межведомственной комиссии N от <Дата> следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Шилки в июле 2021 года (л.д. 42-44).

Распоряжением главы городского поселения "Шилкинское" от N от <Дата> Берзину В.К. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 г., на осуществление капитального ремонта жилого помещения (л.д. 34).

Из направленного в адрес истца <Дата> уведомления следует, что основанием для отказа во включении в вышеуказанный список граждан послужило отсутствие права собственности на поврежденное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, а также документов (разрешение на строительство) на поврежденный дом (л.д. 33).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности обязательных условий, дающих истцу право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта, ввиду отсутствия у истца на момент чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное жилое помещение.

Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы апелляционной жалобы, с приведенными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

Как было указано выше, выделение трансфертов на предоставление выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений предусмотрено в отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан (пп. "б" п. 5 Правил N 1327).

Мероприятия по выделению трансфертов на указанные выплаты реализуются только в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (пп. "г" п. 6 Правил N 1327).

Аналогичные условия предоставления выплат на осуществление капитального ремонта жилых помещений предусмотрены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 N 362 (ред. от 07.10.2021).

В частности, согласно пп. 4 п. 4 Правил N 362 право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае несоответствия категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил (пп. 1 п. 23 Правил N 362).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2021 года, документы, подтверждающие принадлежность истцу на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, г.Шилка, ул.Охотничья, д.4, не имелось, как не имелось документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на дом.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от <Дата> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных на имя Берзина В.К. правах на объекты недвижимости (л.д. 53).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в той части, что в <Дата> г. истец приобрел в собственность по договору купли-продажи земельный участок и расположенный на нем дом по адресу: <адрес>; в <Дата> г. расположенный на участке дом был разобран и возведен новый жилой дом, при этом соответствующие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию получены не были, право собственности не зарегистрировано, основанием к отмене постановленного по делу решения и удовлетворения заявленных истцом требований не являются.

В силу действующего гражданского законодательства граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается (ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч.3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается и стороной истца не оспаривалось, что поврежденное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение является самовольной постройкой, возведено истцом без получения соответствующих заключений и разрешений. При этом ни в судебном, ни в ином установленном законом порядке Берзин В.К. не признавал за собой право собственности на самовольно построенный им дом, расположенный по указанному адресу.

Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств, что на момент чрезвычайной ситуации на земельном участке, попавшем в зону подтопления, находился жилой дом, зарегистрированный в установленном порядке и являющийся пригодным для постоянного проживания.

То обстоятельство, что жилой дом возведен на фундаменте, сохраненном при сносе старого жилого дома, в том числе с использованием строительных материалов, оставшихся после сноса дома, не несет какого-либо правового значения.

Не несет правового значения и указание в акте обследования жилого помещения межведомственной комиссии администрации городского поселения "Шилкинское", а также в отчете ООО "<данные изъяты>" при описании состояния жилого помещения, подвергшегося затоплению, характеристик на старый жилой дом. Как установлено в ходе рассмотрения дела описание произведено на основании документов на старый жилой дом.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что наличие на земельном участке самовольной постройки не порождает у истца прав на получение компенсационных выплат в связи с чрезвычайной ситуацией.

В любом случае, действующими правилами выплата на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений предусмотрена только в отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан.

Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, занятой в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия соглашается. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Берзина В.К.- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2022 г.

Председательствующий: Е.В. Чайкина

Судьи: Ю.А. Казакевич

Н.С. Подшивалова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка