СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2022 года Дело N 33-16/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Каска Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19.02.2021, которым постановлено:

Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, <...>, улица Старый Аэропорт, дом 13.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, <...>, улица Старый Аэропорт, дом 13, а именно: ремонт кровли 26 кв.м.; установка урн в количестве 5 штук; установка скамеек в количестве 5 штук; установка бельевых площадок в количестве 1 штука.

Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, <...>, улица Старый Аэропорт, дом 13, а именно: прочистка вентиляционных каналов 45 м, восстановление защитных зонтов в количестве 9 шт., ремонт окон, общий объём 26,21 кв.м; ремонт дверей (тамбурных/металлических) в количестве 7,32 кв.м, 8,27 кв.м; ремонт (установка) внутренних дверей в количестве 1 штука; ремонт козырьков 19,53 кв.м; ремонт (установка) дверных замков в количестве 3 штуки; ремонт отмостки площадью 280 кв.м; ремонт подвальных помещений (труба отопление Д-80 мм 16 м., задвижки Д-50мм в количестве 4 штуки, ХВС Д-25мм 20 м, задвижки Д-100 в количестве 4 штуки, канализация Д-100 мм 52 м., замена ВРУ-04 в количестве 1 штука); ремонт инженерного оборудования (труба ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м, труба отопления Д-20мм 15 м, замена электропровода 300 м).

При недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Матафоновой Н.В., помощника военного прокурора Биробиджанского гарнизона Бирюзова М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13 (инв. N <...>, <...>), установлена необходимость в проведении капитального и текущего ремонта в объёме работ, выявленных в результате весеннего осмотра. Полномочия собственника имущества указанного многоквартирного дома осуществляет Минобороны России, многоквартирный дом находится на обслуживании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.

Непроведение капитального и текущего ремонта жилого дома на протяжении длительного времени противоречит требованиям действующего законодательства и создаёт предпосылки к нарушению прав военнослужащих и членов их семей, пагубно влияет на их здоровье, повышает социальную напряжённость, наносит вред репутации Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

С учётом уточнения требований просил суд признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13 (инв. N <...>, <...>); обязать Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с ремонтом кровли (26 кв. м), установкой урн (5 шт.), скамеек (5 шт.), бельевой площадки (1 шт.); обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с прочисткой вентканалов (45 м), восстановлением защитных зонтов (9 шт.), ремонтом окон (26,21 кв. м), ремонтом дверей (тамбурных/металлических) (7,32 кв. м и 8,27 кв. м), ремонтом козырьков (19,53 кв. м), ремонтом (установкой) внутренних дверей (1 шт.), ремонтом (установкой) дверных замков (3 шт.), ремонтом отмостки (280 кв. м), ремонтом подвальных помещений (труба отопление Д-80 мм 16 м, задвижки Д-50 мм 4 шт., труба ХВС Д-25мм 20 м, задвижки Д-100 4 шт., труба канализация Д-100 мм 52 м, замена ВРУ-04 1 шт.), ремонтом инженерного оборудования (труба ХВС Д-20/25 мм 10 м и 12 м, труба отопления Д-20 мм 15 м, замена электропровода 300 м).

В судебном заседании помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Лузин К.А. уточнённые исковые требования и доводы иска поддержал. Дополнительно пояснил, что все указанные работы отражены в акте осмотра от 25.09.2020. Бездействие Минобороны России выражается в том, что в доме, введённом в эксплуатацию в 1976 году, капитальный ремонт ни разу не проводился.

Представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Матафонова Н.В. исковые требования не признала, указав, что все перечисленные в иске работы должно производить Минобороны России, являющееся собственником объекта недвижимости. Капитальный ремонт никогда не проводился, физический износ составляет 100 %, однако дом не признан непригодным для проживания. Учреждение проводит текущий ремонт при наличии финансирования.

Представители ответчика Минобороны России, третьих лиц федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа"), некоммерческой организации - фонда "Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Еврейской автономной области" (далее - НКО "РОКР") в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Минобороны России представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования, предъявленные к Минобороны России, удовлетворению не подлежат. Вопрос о признании спорного объёкта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Минобороны России, а не к компетенции суда. Спорный многоквартирный жилой дом передан на эксплуатационное содержание филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, последнее должно проводить ремонт дома.

В соответствии с приложением к региональной программе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области, на 2014-2043 годы, спорный многоквартирный дом вошёл в вышеуказанную программу. Таким образом, в компетенцию Минобороны России не входит проведение капитального ремонта дома, следовательно, Минобороны России не может включить указанный дом в титул капитального ремонта. Кроме того, объём работ, перечисленный в исковом заявлении, относится к текущему ремонту.

Суд постановилуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просило решение суда отменить, вынести новое решение, которым признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома, возложить на Минобороны России обязанность в срок до 31.12.2022 произвести капитальный и текущий ремонт указанного многоквартирного жилого дома, в исковых требованиях к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отказать.

Мотивируя жалобу, указало, что решение о проведении текущего ремонта является правомочием собственника. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет проведение сезонных осмотров, на основании которых собственник принимает решение о проведении текущего ремонта, а также осуществляет его финансирование. До принятия собственником решения о проведении текущего ремонта и доведения его до ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, изложенные в иске требования являются необоснованными и подлежат отклонению.

Правомочия собственника имущества Вооружённых Сил осуществляет Минобороны России. План текущего ремонта формирует Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России с последующим утверждением заместителем Министра обороны в рамках лимитов бюджетных средств.

Между Министерством обороны, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключён договор управления жилищным фондом. В силу пункта 1.1.1 приложения к данному договору, пунктов 14, 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, обязанность по производству текущего ремонта жилого дома лежит на Минобороны России, которое самостоятельно решает вопрос о формировании соответствующего решения, государственного задания и обеспечении его финансирования.

В дополнениях к апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указало, что по состоянию на 13.05.2021 государственный заказ для учреждения, в рамках которого ему поручено проведение капитального ремонта многоквартирного дома, не поступал.

В апелляционной жалобе Минобороны России просило решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска к Минобороны России отказать.

Мотивируя жалобу, указало на несогласие с выводом суда о том, что Минобороны России бездействует, не принимает меры по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома.

Указанный жилой дом включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества. Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества дома осуществляется за счёт средств фонда капитального ремонта. Возложение на Минобороны России обязанности выделения денежный средств на капитальный ремонт вышеуказанного объекта является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Биробиджанского гарнизона указал на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.

02.06.2021 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области решение суда отменено в части, апелляционные жалобы удовлетворены частично.

21.10.2021 определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

От ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в суд апелляционной инстанции поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым 02.11.2021 договор управления жилищным фондом, закреплённым за Вооруженными Силами, от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1, заключённый между государственным заказчиком - Минобороны России, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закреплённого за Вооружёнными Силами, и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (управляющая организация), расторгнут.

26.11.2021 Государственная жилищная инспекция Еврейской автономной области приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым с 01.12.2021 из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, исключены сведения, в том числе о спорном многоквартирном доме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Матафонова Н.В. доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поддержала.

Помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Бирюзов М.В. указал на несоответствие дефектным актам объёма части ремонтных работ, отражённого в ведомости объёмов работ, считая, что работы подлежат выполнению в соответствии с данными, указанными в актах.

Представители ответчиков Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, третьих лиц ФКУ "ОСК Восточного военного округа", НКО "РОКР" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Из материалов дела установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13(инв. N <...>, <...>), находится в собственности Российской Федерации, закреплённой за Вооружёнными Силами в лице Минобороны России.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.

Минобороны России обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил (подпункт 52 пункта 7 Положения).

В целях выполнения возложенных на Минобороны России полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.

Согласно пункту 3 названного приказа, пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, основной деятельностью учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил.

26.09.2017 между государственным заказчиком - Минобороны России, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закреплённого за Вооружёнными Силами, и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (управляющая организация) заключён договор N <...> по управлению жилищным фондом, закреплённым за Вооруженными Силами (далее - договор от 26.09.2017 N <...>). В приложении к договору поименован многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

В соответствии с положениями договора управляющая организация - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязалась выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений (пункт 2.1). В отношении передаваемого в управление жилищного фонда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации (пункт 2.4).

При проведении военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проверки технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13, выявлены нарушения, для устранения которых необходимо проведение капитального и текущего ремонта.

Из актов общего сезонного весеннего осмотра от 01.04.2020 и осеннего осмотра от 25.09.2020 следует, что указанному многоквартирному дому требуется выполнение капитального и текущего ремонта в отношении подвала, общедомовых инженерных сетей и общедомовых приборов учёта энергоресурсов, внешних и внутренних стен, отмостки, лестниц, кровли и чердачного перекрытия, вентиляции, окон, дверей, а также необходимо благоустройство придомовой территории, в том числе установка урн, скамеек.

В акте приёма-передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, составленном в 2017 году в отношении многоквартирного дома, 1976 года постройки, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13, отсутствуют сведения о проведении последнего капитального ремонта и степени износа дома по данным государственного технического учёта.

Заявляя требование о возложении на ответчиков обязанности провести текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома, заместитель военного прокурора исходил из тех работ и их объёмов, которые установлены в результате весеннего осмотра. В последующем, в связи с проведением осеннего осмотра, исковые требования военным прокурором были уточнены и поддержаны в судебном заседании помощником военного прокурора.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив ненадлежащее содержание рассматриваемого многоквартирного дома, свидетельствующее о необходимости проведения капитального и текущего ремонта данного дома, пришёл к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о признании незаконным бездействия Минобороны России, выразившегося в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома и возложении на Минобороны России, осуществляющее полномочия собственника спорного имущества, обязанности по проведению капитального ремонта данного дома. Доводами апелляционных жалоб выводы суда в этой части не опровергаются.

Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закреплённым за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооружённых Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 Положения Минобороны России).

Соответственно, Минобороны России, осуществляя правомочия собственника, в силу приведённого правого регулирования несёт бремя содержания спорного жилого многоквартирного дома, ответственно за его эксплуатацию и, как следствие, обязано осуществлять его капитальный ремонт.

Факт включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. Старый Аэропорт, д. 13, в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области, на 2014-2043 годы, утверждённую постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.04.2014 N 178-пп, не опровергает обоснованности возложения на Минобороны России обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома.

Капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с очерёдностью запланирован на 2041-2043 годы (пункт 978 перечня домов). При этом доказательств, подтверждающих, что капитальный ремонт дома со дня его постройки когда-либо проводился, суду не представлено.

По данным, приведённым в приложении 2 к ведомственным строительным нормам Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначении" (ВСН 58-88 (р)), утверждённым приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания), минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт составляет от 8 до 25 лет.