ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2011 года  Дело N А27-4849/2010

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Н.В. Лаптева

судей  Л.В. Бушмелевой

Н.В. Мелихова

рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, уведомлённых надлежащим образом, кассационную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на решение от 21.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья С.Н. Марченкова) и постановление от 28.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.И. Жданова, Т.А. Кулеш, М.Х. Музыкантова) по делу № А27-4849/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аверс» об оспаривании ненормативных правовых актов и обжаловании действий (бездействия) государственных органов.

Заинтересованные лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», Коллегия Администрации Кемеровской области.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее – ООО «Аверс», Общество) обратилось в арбитражный суд с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением:

о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 4224:0101033:168 площадью 38 271 кв. м, расположенного по адресу: город Кемерово, пр. Кузнецкий, 125, проведённой Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее – ФГУП ФКЦ «Земля») по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее – Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в сумме 236 679 639,27 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м;

о признании недействительным пункта 7 решения Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, оформленного актом проверки отчёта об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2 о соответствии отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м;

о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее – Роснедвижимость), Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38 271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м;

о признании недействительным решения Управления Роснедвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м, оформленного письмом от 03.03.2010 № 07/12-1266;

о возложении обязанности на Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38 271 кв. м в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м.

Заявление мотивировано нарушением действиями заинтересованных лиц права по уплате земельного налога в установленном в законном порядке размере.

Определением от 03.06.2010 Арбитражный суд Кемеровской области произвёл процессуальную замену Управления Роснедвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – Управление Росреестра по Кемеровской области) в порядке, предусмотренном нормами статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица Коллегию Администрации Кемеровской области.

Решением от 21.07.2010 Арбитражный суд Кемеровской области отказал в удовлетворении заявления ООО «Аверс» в части признания недействительным решения Управления Роснедвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб., оформленного письмом от 03.03.2010 № 07/12-1266, и удовлетворил в остальной части.

Постановлением от 28.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Росреестр и Управление Росреестра по Кемеровской области просят состоявшиеся по делу решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Податели жалобы полагают, что суды рассмотрели не подлежащий рассмотрению в арбитражных судах вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки земельных участков, утверждённых постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, поскольку данное требование может быть рассмотрено при обжаловании указанного постановления.

По мнению Росреестра и Управления Росреестра по Кемеровской области,  указанная в государственном кадастре недвижимости стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 соответствует утверждённым результатам государственной кадастровой оценки и оснований к удовлетворению заявления не имеется.

В отзыве заявитель ООО «Аверс» возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалованные судебные акты без изменения.

В отзыве ФГУП ФКЦ «Земля» поддержало доводы кассационной жалобы и просило решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установил суд первой инстанции, ООО «Аверс» является собственником земельного участка площадью 38 271 кв. м с кадастровым номером 42:24:0101033:168, расположенного по адресу: город Кемерово, проспект Кузнецкий, 125.

Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов в Кемеровской области выполнены ФГУП ФКЦ «Земля» (исполнитель) на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключённого с Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик).

Представленные Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка определён в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 236 679 639,27 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

ООО «Аверс» обратилось в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области с заявлением об исключении сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168.

Письмом от 03.03.2010 № 07/12-1266 Управление Роснедвижимости по Кемеровской области отказало Обществу в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168.

Считая недостоверными кадастровую оценку и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, а также незаконными действия заинтересованных лиц по проверке и утверждению результатов кадастровой оценки земельного участка, определению и внесению его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, ООО «Аверс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчёте кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила).

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

Следовательно, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов.

Удовлетворяя заявление в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, недействительным пункта 7 акта проверки отчёта от 24.11.2008 № 2, незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании государственного кадастра недвижимости недостоверными сведениями о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, суд первой инстанции указал, что заинтересованные лица не представили доказательства, подтверждающие проведение: ФГУП ФКЦ «Земля» кадастровой оценки земельных участков с учётом статистического анализа рыночных цен, Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие его условиям технического задания, Роснедвижимостью проверки данного отчёта.

Между тем суд первой инстанции не учёл следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Избираемый способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце 4 пункта 1 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).

Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.

Вместе с тем, Кемеровский областной суд в рамках рассмотрения гражданского дела № 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур. Отчёт проверен Роснедвижимостью, которая приняла решение о соответствии отчёта, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39. После получения положительного заключения Роснедвижимости, результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, опубликованным в установленном порядке.

Данные обстоятельства, указанные во вступившим в законную силу решении Кемеровского областного суда от 12.11.2009 по делу № 3-149/09, не подлежат доказыванию в настоящем деле в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утверждённой в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Отказывая в удовлетворении заявления ООО «Аверс» в части признания недействительным решения Управления Роснедвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, оформленного письмом от 03.03.2010 № 07/12-1266, суд первой инстанции указал, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 6 184,34 руб. за 1 кв. м соответствуют результатам, утверждённым постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 №№ 519, 520.

Таким образом, действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. соответствуют приведённому законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы ООО «Аверс».

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, суд первой инстанции допустил нарушения норм процессуального права, приведшие к принятию неправильного решения. Апелляционный суд не исправил допущенные нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения норм процессуального права в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Таким образом, обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявления ООО «Аверс» подлежат отмене, а в части отказа в удовлетворении – оставлению без изменения.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом, но этим судом неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебным акт в отменённой части решения и постановления об отказе в удовлетворении заявления ООО «Аверс».