ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2002 года Дело N КА-А40/6914-02


[Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для
взыскания штрафа за нарушения срока постановки на налоговый учет]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца МРО ФСС РФ - не явился; от ответчика ООО "Навале" - не явился, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение от 26 июня 2002 года, постановление от 14 августа 2002 года по делу N А40-19550/02-112-232 Арбитражного суда г.Москвы, принятых судьями: ..., по иску Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о взыскании 5000 руб. штрафа к обществу с ограниченной ответственностью "Навале", установил:

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Навале" (далее - Общество) о взыскании 5000 руб. штрафа на основании п.1 ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда.

Решением от 26.06.2002 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2002 решение оставлено без изменения.

Основанием для отказа в иске послужил вывод суда о том, что МРО ФСС РФ не вправе было принимать решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п.1 ст.116 Налогового кодекса.

В кассационной жалобе требования МРО ФСС РФ о проверке законности названных решения и постановления мотивированы неправильным применением арбитражным судом первой и апелляционной инстанций Федерального закона Российской Федерации от 24.06.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".

Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность решения от 26.06.2002 и постановления от 14.08.2002, принятых судом первой и апелляционной инстанций, в том числе и с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установил, что нормы материального права и нормы процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов применены правильно.

Решением МРО ФСС РФ от 13.12.2001 N 367 за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании ФЗ N 24-ФЗ от 02.01.2000 "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год" на ответчика наложен штраф по п.1 ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правоотношения между сторонами возникли в 2001 году. Действовавший на тот момент Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.04.2001 "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год" ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительный орган Фонда социального страхования не предусматривал.

Правильно применив указанные в судебном акте нормы материального права, в том числе ст.ст.34_1, 116 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.10 Федерального закона Российской Федерации N 24-ФЗ от 02.01.2000 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст.9 ФЗ N 118 от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", арбитражный суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Согласно ст.ст.9, 30, 34_1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.9, 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Указанные правоотношения регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" и обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в пп.1 п.2 ст.17 этого Закона.

МРО ФСС РФ с 01.01.2001 не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ссылка на то, что ответчик подлежит ответственности по ст.10 Федерального закона Российской Федерации N 24-ФЗ от 02.01.2000 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", неосновательна, поскольку ежегодно принимаемые Законы "О бюджете Фонда социального страхования" носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.

Федеральный закон Российской Федерации от 12.04.2001 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год" не предусматривает ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительный орган Фонда социального страхования.

Поэтому ответчик не мог быть привлечен к административной ответственности в декабре 2001 года за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, арбитражным судом не нарушены.

С учетом изложенного, Федеральный арбитражный суд Московского округа, руководствуясь ст.ст.176, 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:

Решение от 26.06.2002, постановление апелляционной инстанции от 14.08.2002 Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-19550/02-112-232 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий

Судьи

Текст документа сверен по:

рассылка