Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНОГО СУДА, НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 1997 года Дело N А56-5506/97


[К истцу необоснованно применено постановления Правительства РФ от 23.07.96 N 883]
(Извлечение)

___________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 1997 года N А56-5506/97 данное постановление отменено, а   решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 1997 года  оставлено без изменения.

___________________________________________________________________

     

Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего ..., судей: ...., при участии в заседании: ..., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Возрождение"  на решение арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 1997 года по делу N А56-5506/97 ..., принятое по иску ЗАО "Возрождение" к Санкт-Петербургской таможне, 3-му лицу: Государственному таможенному комитету РФ, установил:

Истец - ЗАО "Возрождение", обратился в арбитражный суд с иском к Санкт-Петербургской таможне о признании не подлежащим исполнению платежного требования, выставленного СПб таможней N1814/96/1457 от 30.09.96  на общую сумму 41797936700 руб. и возврате из бюджета 118099 руб., списанных СПб таможней со счета истца в бесспорном порядке.

Решением суда первой инстанции от 10.06.97 в. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Истец указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Ответчик считает, что решение суда следует оставить без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу ГТК РФ, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, также считает решение суда первой инстанции обоснованным.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Суть позиции СПб таможни и ГТК РФ сводится к следующему:

В связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.93 и в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 21.05.93 N 5005-1 "О введении в действие Закона РФ "О таможенном тарифе" с 01.07.93 все ранее предоставленные льготы, касающиеся уплаты вывозных и /или/ ввозных таможенных пошлин отменены, кроме льгот, предусмотренных Законом "О таможенном тарифе" и данным Постановлением.

Необходимо отметить, что понятие льготы по ввозу имущества в качестве уставного капитала, предусмотренного Законом "Об иностранных инвестициях" не совпадает с понятием тарифной льготы, предусмотренной законом "О таможенном тарифе".

К тому же важно отметить, что в соответствии со ст.1 Федерального закона, от 13.03.95 N 31-ФЗ "0 некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" все ранее предоставленные .участникам внешнеэкономической деятельности льготы по обложению ввозньми и вывозными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары отменены, за исключением предоставленных в соответствии с законами РФ "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом  РФ.

Что касается применения п.1 Указа Президента РФ от 27.09.93 N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями", предусматривающего неприменение в течение 3 лет к ЗАО "Возрождение" порядка предоставления льгот при ввозе товаров в уставной капитал как созданного до вступления в силу постановления Правительства от 23.07.96 N 883, то здесь важно учитывать тот факт, что в отношении вышеназванного Указа Президента Государственно-правовое управление Президента РФ, уполномоченное Указом Президента РФ от 27.12.91 N 332 "Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента РФ" издало разъяснение по данному решению. Так, в письме от 25.04.94 N А-19-1-788 сообщает, что норма пункта 1 Указа Президента РФ от 27.09.93 N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" распространяется только на нормативные акты, предметом регулирования которых являются специальные условия функционирования на территории России иностранных и совместных предприятий. Акты законодательства, имеющие общеобязательный характер, вышеназванным Указом не затрагиваются.

Апелляционная коллегия считает, что доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, обоснованы, а исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.:

Пунктом 1 Указа Президента РФ N 1466 от 27.09.93 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" предусмотрено, что нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории РФ иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данный пункт действует в отношении нормативных актов независимо от того, устанавливают, изменяют или отменяют эти акты условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями.

Постановление Правительства N 883 от 23.07.96 является нормативным актом, регулирующим условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями.

Поскольку до вступления в силу постановления Правительства N 883 от 23.07.96 льгота действовала и предоставлялась на основании ст.24 Закона "Об иностранных инвестициях" и ст.37 Закона "О таможенном тарифе", постановление Правительства N 883 не установило (определило) условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями в части льгот по ввозу товаров в уставный капитал, а изменило эти условия в худшую сторону, результатом чего и стало выставление платежного требования к ЗАО "Возрождение".

Следовательно, Указ Президента РФ N 1466 действовал в отношении Постановления N 833 от 23.07.96. Данное постановление не должно было применяться к ЗАО "Возрождение".

Таким образом, если, как считает ответчик, с принятием постановления Правительства РФ от 23.07.96 N 883 порядок и условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями в части тарифных льгот при ввозе товаров в уставный фонд превратились в реально действующий механизм, следовательно, указанный нормативный акт регулирует условия функционирования указанных предприятий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.157-159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:

Решение суда от 10.06.97 отменить.

Признать не подлежащим исполнению платежное требование N 1814/96/1457 от 30.09.96 на сумму 41797936700 руб. и обязать Санкт-Петербургскую таможню возвратить ЗАО "Возрождение" из бюджета 116099 руб., списанных в бесспорном порядке.     

Председательствующий
...

Судьи:
...

Текст документа сверен по:

рассылка