АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2003 года Дело N А56-4810/03


[Иск о признании недействительным решения ИМНС об отказе в проведении зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств подлежит удовлетворению, поскольку налог, уплаченный заявителем по ставкам, установленным Законом СПб N 252-24, является излишне уплаченным]     

___________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2003 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________

Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Берейт" к ИМНС РФ по Красногвардейскому району о возврате из бюджета, установил:

ООО "Берейт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга от 27.01.2003 об отказе в проведении зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 гг. в сумме 402976 руб. и обязании провести зачет излишней уплаты налога.

В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования. Просит признать недействительным отказ ИМНС РФ по Красногвардейскому р-ну СПб в проведении зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, выраженный в письме N 14/918 от 27.01.2003 и обязать произвести зачет суммы 38564 руб.

Заявлением от 01.04.2003 заявитель увеличил размер заявленного требования, представив новый расчет излишне уплаченного налога, заявив сумму 719134 руб. Размер излишне уплаченного налога определен исходя из нового масштаба цен.

По мнению заявителя в связи с тем, что ставки, установленные п.1 ст.6 Закона РФ "О дорожных фондах РФ", не изменялись с даты принятия Закона в 1991 году, ставки указаны в ценах до деноминации рубля (1998 год), ставки подлежат перерасчету исходя из нового масштаба цен.

В судебном заседании 26.05.2003 был объявлен перерыв до 03.06.2003. Заседание возобновлено 03.06.2003.

Как следует из материалов дела, заявитель уплачивал в 2000-2002 гг. налог с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным Законом СПб. Суммы, уплаченные заявителем в размере 383646 руб., являются излишне уплаченными, поскольку ставки налога превышают ставки, установленные Законом РФ "О дорожных фондах в РФ". Заявитель ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 08.10.97, определение Конституционного суда РФ от 10.09.2002.

По мнению налогового органа, позиция, изложенная в обжалуемом письме, соответствует закону.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.

Заявленные требования в части принятия требований не подлежат рассмотрению, поскольку заявитель не представил доказательства соблюдения досудебного порядка.

В соответствии с п.4 ст.78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Заявление в налоговый орган было подано 25.09.2002 в порядке ст.78 НК РФ в части излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств в размере 402476 pyб.

Первоначально заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с определением N 104-О и N 107-О от 10.04.2002 Конституционного суда возможность установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в Законе РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" признана не соответствующей Конституции РФ.

Ст.4 Закона СПб "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 гг." N 252-24 от 30.12.99 установлены повышающие ставки налога с владельцев транспортных средств.

Учитывая порядок вступления Закона СПб и действие п.1 ст.5 НК РФ, ст.4 Закона N 252 вступает в силу ранее 2001 года, исходя из налогового периода по данному налогу.

Дата вступления закона в силу определена в ст.10 Закона N 252-34 с 01.01.2000. С 01.01…. действует ст.5 НК РФ, согласно которой определяется порядок вступления в силу нормативных актов о налогах. Таким образом, учитывая дату подписания 30.12.98 Закона СПб и дату опубликования 24.01.2000 в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга данный нормативный акт вошел в противоречие с НК РФ в части определения даты начала действия закона. Поэтому ставки, вводимые данным Законом, не могли быть использованы при начислении налога с владельцев транспортных средств. Данный закон, согласно п.1 ст.5 НК РФ определяет ставки налога на период с 01.01.2001, учитывая налоговый период для данного налога, который определен Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" N 1359-1 от 18.10.91 и ст.55 НК РФ.

Согласно п.1 ст.5 НК РФ данный Закон вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного Закона СПб, то есть с 01.01.2001. Кроме того, Законом СПб от 10.10.2000 N 459-53 ст.10 Закона N 252-34, в которой было определено, что Закон вступает в силу с 01.01.2000, исключена из текста Закона.

Поскольку, законодателем были внесены изменения в части вступления Закона в силу, следовательно, датой вступления данного Закона следует считать 24.01.2000, учитывая требования ст.5 НК РФ.

Таким образом, заявитель должен был уплачивать налог по ставкам, предусмотренным ст… Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" в 2000 году.

Кроме того, в силу определений КС РФ N 104-О, N 107-О ставки налога с владельцев транспортных средств установлены Законом РФ "О дорожных фондах в РФ".

При этом Конституционным судом РФ указано, что возможность увеличения ставки законами субъектов РФ аналогична тем случаям, которые признаны неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях КС РФ и в соответствии с п.2 ст.87 Федерального закона "О Конституционном суде РФ" не подлежат применению, поскольку не соответствуют Конституции РФ.

Данная позиция была высказана КС РФ в постановлениях от 08.10.97, 11.11.97.

Таким образом, согласно правовой позиции КС РФ не подлежат применению повышающие ставки с момента их принятия в соответствии с Законом СПб N 252-24.

Налог с владельцев транспортных средств, уплаченный заявителем по ставкам, установленным Законом СПб N 252-24, является излишне уплаченным.

В соответствии со ст.78 НК РФ излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету в счет предстоящих платежей по этому налогу или иным налогам, погашению недоимки либо возврату.

Таким образом, заявителем был правомерно произведен перерасчет налога с владельцев транспортных средств, заявлено о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет уплаты транспортного налога.

Отказ налогового органа в проведении зачета неправомерен, письмо N 14/918 от 27.01.2003 подлежит признанию недействительным.

Требование о зачете суммы 385646 руб. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств правомерно, основано на ст.78 НК РФ.

Сумма 385646 руб. излишне уплаченного налога подтверждается документально, в том числе актом сверки расчетов, факт уплаты не оспаривается налоговым органом. Требование о проведении зачета подлежит удовлетворению.

Уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 9649 руб. 52 коп. и 4141 руб. 82 коп.

Руководствуясь п.2 ст.148, ст.ст.167-170, 201, 110 АПК РФ, Законом РФ "О дорожных фондах в РФ", суд решил:

Признать недействительным отказ ИМНС РФ по Красногвардейскому р-ну Санкт-Петербурга в проведении зачета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 гг., выраженный в письме N 14/918 от 27.01.2003, обязав ИМНС РФ по Красногвардейскому р-ну СПб произвести зачет по налогу с владельцев транспортных средств в размере 385646 руб. в счет предстоящих платежей по транспортному налогу.

В части увеличения размера требования оставить заявление без рассмотрения.

Выдать справку заявителю на возврат госпошлины в сумме 13791 руб. 34 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
...

Текст документа сверен по:

рассылка