ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2006 г. N Ф08-5630/2006

 Дело N А25-2398/04-8

 [Собственник вправе изъять имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения, в случае ликвидации, реорганизации предприятия, использовании имущества не по назначению, либо в случае отказа предприятия от закрепленного за ним имущества. Если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, изымая имущество у предприятия без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, уполномоченный орган и должник (если он дает на это согласие) должны доказать, что изъятие произведено правомерно - не нарушает интересы кредиторов]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии заявителя - открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго",  заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Карачаево-Черкесской республике, федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике", в отсутствие федерального государственного унитарного предприятия "Хабезское управление эксплуатации групповых сельскохозяйственных водопроводов", прокурора Карачаево-Черкесской Республики, Федерального агентства по сельскому хозяйству, федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на решение Арбитражного суда Карчаево-Черкесской Республики от 18.08.06 по делу N А25-2398/04-8, установил следующее.

ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о    признании    недействительными:    

- распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (правопредшественник Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике) от 24.12.03 N 347 "О принятии в казну Российской Федерации имущества федерального   государственного   унитарного   предприятия "Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода";

- распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 24.12.03 N 349 "О принятии в казну Российской Федерации основных фондов федерального государственного унитарного предприятия "Хабезское управление эксплуатации групповых сельскохозяйственных водопроводов";

- распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 25.12.03 N 351 "О закреплении имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" в части закрепления имущества (основных фондов) федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода" (далее - Усть-Джегутинское предприятие водного хозяйства) и федерального государственного унитарного предприятия "Хабезское управление эксплуатации групповых сельскохозяйственных водопроводов" (далее - Хабезское предприятие водного хозяйства).       


Истец просил  возвратить  в  хозяйственное  ведение  названных предприятий имущество, переданное в оперативное управление федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - учреждение "Управление Карачаевочеркесскмелиоводхоз").

Определением от 12.07.05 к участию в деле в качестве второго аинтересованного лица привлечено учреждение "Управление арачаевочеркесскмелиоводхоз". К участию в деле в качестве аинтересованных лиц привлечены Усть-Джегутинское предприятие одного хозяйства и Хабезское предприятие водного хозяйства. В ело вступил прокурор Карачаево-Черкесской Республики. ешением от 09.08.05 в иске отказано. Суд первой инстанции ришел к выводу, что оспариваемыми распоряжениями права и законные интересы ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" не арушаются, поскольку последнее не является собственником или законным владельцем изъятого имущества. Имущество является собственностью Российской Федерации, изъято у Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства и Хабезского предприятия водного хозяйства с их согласия. После принятия оспариваемых ненормативных правовых актов предприятия продолжали осуществлять производственную деятельность.

Законность и обоснованность решения в суде апелляционной инстанции не проверялись. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.05 решение от 09.08.05 отменено, дело направлено на новое рассмотрение для выяснения вопроса о наличии у ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" права на обжалование вышеуказанных ненормативных актов с учетом того, что истец является конкурсным кредитором Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства и последнее в результате изъятия имущества не может погасить задолженность перед ним. Кассационная инстанция отметила, что предоставленное статьями 236, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственника изъять у предприятия закрепленное за ним имущество без ликвидации последнего при условии, что самим унитарным предприятием будут произведены действия, свидетельствующие об отказе от принадлежащего ему права, а также право самого предприятия распорядиться закрепленным за ним имуществом путем передачи его собственнику не должны использоваться с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому для правильного рассмотрения дела необходимо проверить, не направлены ли оспариваемые распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на причинение вреда кредиторам Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства и Хабезского предприятия водного хозяйства (на избежание от обращения взыскания на имущество по требованиям кредиторов).

При новом рассмотрении дела определением от 02.03.06 дело объединено в одно производство с делом N А25-2684/05-7 по заявлению конкурсного управляющего Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства о признании недействительными распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 24.12.03 N 347 и от 25.12.03 N 351. Объединенному делу присвоен N А25-2398/04-8.

Решением суда от 18.08.06 в удовлетворении требований ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" и конкурсного управляющего Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства отказано на том основании, что изъятие имущества осуществлено с согласия Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства и Хабезского предприятия водного хозяйства; судебными актами по делу N А40-14936/04-130-149 действия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике признаны соответствующими закону. Кроме этого, на основании соглашения от 19.08.04 о взаимодействии Правительства Карачаево-Черкесской Республики, РАО "ЕЭС России" и ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" все долги Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства и Хабезского предприятия водного хозяйства взяло на себя правительство Карачаево-Черкесской Республики, поэтому права ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" не нарушены; после изъятия водопроводных сетей у этих предприятий проведена реконструкция сетей и первоначальные объекты в натуре не сохранились. Производство по делу в части требований ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" о понуждении возвратить изъятое имущество Усть-Джегутинскому предприятию водного хозяйства и Хабезскому предприятию водного хозяйства прекращено в связи с отказом от требований.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось. В кассационной жалобе ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" просит отменить решение от 18.08.06 и принять новое решение об удовлетворении требований ввиду того, что суд не выполнил обязательные указания кассационной инстанции, судебные акты по делу N А40-14936/04-130-149 не являются преюдициальными, вывод о том, что в связи с заключением соглашения от 19.08.04 права ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" изъятием имущества не нарушаются, необоснован; в деле отсутствуют доказательства реконструкции водопроводных сетей.

В отзывах на жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Карачаево-Черкесской республике, Департамент мелиорации и технического обеспечения Минсельхоза России, Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" просят судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили доводы, изложенные в жалобе и отзывах на нее. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение от 18.08.06 следует отменить. Как видно из материалов дела и установлено судом, Департамент мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации указанием от 18.12.03 N 3 обязал Усть-Джегутинское предприятие водного хозяйства и Хабезское предприятие водного хозяйства передать основные фонды групповых водопроводов на баланс учреждения "Управление "Карачаевочеркесскмелиоводхоз"". Целью изъятия основных фондов групповых водопроводов указано обеспечение стабильного функционирования сельских групповых водопроводов, их техническое перевооружение и повышение эксплуатационной надежности для водоснабжения населения и сельхозпроизводителей в Карачаево-Черкесской Республике.

На основании писем предприятий с просьбой принять в казну Российской Федерации основные фонды Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике приняло оспариваемые распоряжения от 24.12.03 N 347 и N 349.

По акту от 24.12.03 Усть-Джегутинское предприятие водного хозяйства передало в казну Российской Федерации основные средства балансовой стоимостью 113 905 тыс. рублей (остаточная стоимость 39 312 тыс. рублей). В соответствии с приложением к письму от 20.12.03 Хабезское предприятие водного хозяйства передало в казну Российской Федерации основные средства балансовой стоимостью 49 702 тыс. рублей (остаточная стоимость 46 392 тыс. рублей).

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 25.12.03 N 351 основные средства переданы по акту от 25.12.03 в оперативное управление учреждения "Управление "Карачаевочеркесскмелиоводхоз".

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.08.04 по делу N А25-1048/04-8 принято заявление о признании Хабезского предприятия водного хозяйства несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура наблюдения. Сторонами не оспаривается факт того, что ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" является кредитором Хабезского предприятия водного хозяйства (акт сверки от 01.03.04). Определением суда от 04.08.05 признаны обоснованными требования общества к должнику в сумме 12 859 025 руб.

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.11.04 по делу N А25-806/04-8 в отношении Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства также введено наблюдение. ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" признано конкурсным кредитором с требованиями в сумме 25 874 171 рубля.

Согласно анализу финансово-экономического состояния Усть-Джегутинского предприятия водного хозяйства, составленного временным управляющим, в казну Российской Федерации передано все ликвидное имущество предприятия, предприятие не способно продолжать производственную деятельность в связи с выводом активов. На 01.01.04 сумма активов предприятия составила 52 358 тыс. рублей, в том числе 30 966 тыс. дебиторской задолженности, включающей 20 826 200 рублей долга государственного предприятия "Усть-Джегутинский водоканал", в отношении которого введено конкурсное производство, и дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Кредиторская задолженность предприятия составила 54 539 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Пунктом 1 статьи 235 названного Кодекса установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность государственного унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Между тем сам по себе такой отказ не свидетельствует о законности изъятия имущества у предприятия. Если эти действия совершены с целью избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятия, они не могут считаться правомерными. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

При отсутствии у предприятия возможности осуществлять задачи, определенные уставом, собственник вправе был решить вопрос о прекращении его деятельности путем реорганизации или ликвидации (пункт 5 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно могло быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) предусмотрена обязанность должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Отсюда следует, что, изымая имущество у предприятия без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, собственник и предприятие-должник (если он дает на это согласие) должны доказать, что изъятие произведено правомерно - не нарушает интересы кредиторов. Такие доказательства не предоставлены. Напротив, из материалов дела видно, что после изъятия основных средств предприятия утратили возможность осуществлять хозяйственную деятельность, оставшегося у них имущества не достаточно для расчетов с кредиторами, изъятие имущества способствовало ухудшению финансового состояния предприятий и признанию их несостоятельными (банкротами).

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые распоряжения принимались с целью избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов в случае банкротства предприятий, лишили предприятия возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом, в связи с чем распоряжения не соответствуют закону (статьям 18, 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и нарушают интересы кредиторов.

Анализ судебных актов по делу N А40-14936/04-130-149 указывает на то, что предметом разбирательства являлась законность указания Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения от 18.12.03 N 3 по мотиву соответствия этих указаний полномочиям департамента. Соответствие закону распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике судом не проверялось, поэтому решение и постановления по делу N А40-14936/04-130-149 не имеют преюдициального значения для данного спора.

Соглашение от 19.08.04 о взаимодействии Правительства Карачаево-Черкесской Республики, РАО "ЕЭС России" и ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" не может быть принято в качестве доказательства того, что права ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" не нарушаются оспоренными распоряжениями Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, поскольку из соглашения не следует, что в правоотношениях между ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" и Усть-Джегутинским и Хабезским предприятиями водного хозяйства произведена замена должников с предприятий на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.

Выводы суда о реконструкции водопроводных сетей, отсутствии в натуре имущества, изъятого у предприятий водного хозяйства и возможности нарушения водоснабжения населения в результате возврата сетей предприятиям в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не основаны на материалах дела и действующем законодательстве. Кроме того, в части возврата имущества предприятиям-должникам ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" отказалось от требований и производство по делу прекращено.

В соответствии с пунктом 11 статьи 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. Таким образом, ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" является заинтересованным лицом в признании распоряжений недействительными.

С учетом изложенного решение от 18.08.06 следует отменить, заявление ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" удовлетворить.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                             

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение Арбитражного суда Карчаево-Черкесской Республики от 18.08.06 по делу N А25-2398/04-8 отменить.

Признать недействительными распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 24.12.03 N 347 "О принятии в казну Российской Федерации имущества федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода", от 24.12.03 N 349 "О принятии в казну Российской Федерации основных фондов федерального государственного унитарного предприятия "Хабезское управление эксплуатации групповых сельскохозяйственных водопроводов", от 25.12.03 N 351 "О закреплении имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" в части закрепления имущества (основных фондов) федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Джегутинское управление эксплуатации группового водопровода" и федерального государственного унитарного предприятия "Хабезское управление эксплуатации групповых сельскохозяйственных водопроводов" за федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" как несоответствующие требованиям статей 18, 20 Федерального закона "О государственных (муниципальных) унитарных предприятиях".        


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                    

текст документа сверен по:
файл-рассылка