ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    

от 1 апреля 2008 г. № Ф08-1462/08-541А

Дело № А01-3611/2007-9

[Для привлечения к административной ответственности по ст. 14.34 КоАП РФ не имеет правового значения наличие регистрации в качестве управляющей рынком компании в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ]
(Извлечение)

                                  


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Адыгея, третьего лица - потребительского общества «Кооператор», в отсутствие  заявителя - Прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления № 34767),  рассмотрев кассационную жалобу Прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21 декабря 2007 года по делу № А01-3611/2007-9, установил следующее.

Прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Адыгея (далее - управление) от 26 ноября 2007 года № 146 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПО «Кооператор».

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не может быть привлечено к ответственности по статье 14.34 Кодекса, поскольку не обладает статусом управляющей рынком организацией.

Прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

В отзыве на кассационную жалобу управление просило решение оставить без изменения.

В судебном заседании представитель общества не согласился с доводами жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационную жалобу необходимо удовлетворить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, сотрудники прокуратуры провели мероприятия по контролю за соблюдением обществом санитарного законодательства Российской Федерации на территории рынка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, пос. Яблоновский, ул. Гагарина, 46.

В ходе проверки установлены следующие нарушения: торговые места предоставлены продавцам при отсутствии схемы размещения торговых мест, утвержденной и согласованной в порядке, предусмотренном законодательством; деятельность по продаже товаров осуществляется продавцами без оформления карточек продавца. Указанные нарушения зафиксированы в постановлениях о возбуждении дел об административном правонарушении от 19 октября 2007 года (л. д. 12 - 15). Материалы переданы по подведомственности в управление для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

По итогам рассмотрения материалов управление вынесло постановление от 26 ноября 2007 года № 146 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПО «Кооператор».

Прокурор, не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в суд.

При рассмотрении спора суд пришел к выводу о том, что общество не может быть привлечено к ответственности по статье 14.34 Кодекса, поскольку не обладает статусом управляющей рынком организацией.  Данный вывод ошибочен.

На основании решения администрации Тахтамукайского района Республики Адыгея от 27 января 1998 года ООО «Кооператор» предоставлено в постоянное бессрочное пользование земельный участок в пос. Яблоновском для эксплуатации рынка, о чем был составлен государственный акт на землю РА-2 № 001419. ООО «Кооператор» реорганизовано 6 августа 1999 года в ПО «Кооператор». С момента предоставления земельного участка по адресу: пос. Яблоновский, ул. Гагарина, 46 «а» функционирует розничный рынок, организацию продажи товаров и предоставления розничных мест с 27 января 1998 года осуществляет ПО «Кооператор».      

В постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях от 19 октября 2007 года зафиксированы факты предоставления обществом торговых мест продавцам при отсутствии схемы размещения торговых мест и осуществления продавцами деятельности по продаже товаров без оформления карточек продавца.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 271-ФЗ) регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Закон № 271-ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках; деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организация деятельности  розничного рынка, осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется  в соответствии Законом № 271-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.34 Кодекса организация и предоставление торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения, при отсутствии указанной схемы или без заключения договоров о предоставлении торговых мест, а равно предоставление торговых мест на срок, превышающий срок, установленный федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно части 8 статьи 14.34 Кодекса организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Кодекс не содержит указания на то, что к ответственности по статье 14.34 Кодекса можно привлечь только управляющую рынком компанию или юридическое лицо, обладающее разрешением на право организации рынком. Исходя из положений статьи 14.34 Кодекса к ответственности может быть привлечено лицо, допустившее нарушение Закона № 271-ФЗ. Приведенной статьей Кодекса к субъектам правонарушения отнесены как должностные, так и юридические лица.  

Вывод управления, поддержанный судом, о том, что общество не является субъектом правонарушения по частям 2 и 8 статьи 14.34 Кодекса, поскольку не отвечает понятию управляющей рынком компании, по вышеуказанным основаниям следует признать неправомерным.

Общество не имеет разрешение на право организации рынка, но если осуществляет деятельность на розничном рынке в нарушение Закона № 271-ФЗ, то может являться субъектом ответственности, предусмотренной частями 2 и 8 статьи 14.34 Кодекса. Для привлечения к административной ответственности не имеет правового значения наличие регистрации в качестве управляющей рынком компании в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ.

На основании изложенного решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Так как прекращение производства по административному делу произведено управлением без учета требований Закона № 271-ФЗ, то обжалуемое постановление управления надлежит признать незаконным.

Статья 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает наименования и содержание судебных актов, принимаемых арбитражным судом по делу об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности. В то же время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок обжалования постановлений административного органа о прекращении производства по административному делу, переданному на рассмотрение административному органу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

В данном случае подлежат применению правила, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21 декабря 2007 года по делу № А01-3611/2007-9 отменить.  Признать незаконным  и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Адыгея № 146 от 26 ноября 2007 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Адыгея.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка