ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. № Ф08-4341/2008

Дело № А25-1338/2007-14

[Поскольку заявитель необоснованно уклонялся от подписания соглашения об информационном обмене, тем самым, препятствуя выходу общества на оптовый рынок электрической энергии, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от третьего лица - открытого акционерного общества «Черкесские городские электрические сети», в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» и заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008  по делу № А25-1338/2007-14, установил следующее.

ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 18.10.2007 № 1025-1 и предписания от 18.10.2007 № 19 Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление; антимонопольный орган).

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ОАО «Черкесские городские электрические сети» (далее - общество).

Решением от 29.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.05.2008, в удовлетворении заявления отказано. Суды пришли к выводу о том, что ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» необоснованно уклоняется от подписания соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии (далее - соглашение об информационном обмене), тем самым препятствуя выходу общества на оптовый рынок электрической энергии. Названные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» состава правонарушения, предусмотренного подпунктом 9 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  

В кассационной жалобе ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление. Заявитель ссылается на то, что основанием для отказа в подписании соглашения об информационном обмене  послужило то, что общество не согласовало перечень средств измерений для коммерческого учета (приложение № 1 к соглашению) с сетевой организацией (ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания», ныне - ОАО «МРСК Северного Кавказа»). Поскольку ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» не является сетевой организацией, не имеет на балансе линий электропередач, измерительных приборов и трансформаторных подстанций, при подписании приложения № 1 в составе согласующих сторон должно участвовать ОАО «МРСК Северного Кавказа».

Управление и  общество в отзывах просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что выводы суда соответствуют законодательству.

Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» зарегистрировано в качестве субъекта оптового рынка электрической энергии.

Постановлением Главного управления по тарифам Карачаево-Черкесской Республики от 13.10.2006 № 24 ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» (сбытовая компания) и ОАО «Черкесские городские электрические сети» (энергоснабжающая организация) присвоены статусы гарантирующих поставщиков, определены границы зон их деятельности.

ОАО «Черкесские городские электрические сети» направило ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» для подписания соглашение об информационном обмене.

Поскольку ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» соглашение не подписало, возражения по существу не направило, общество обратилось в управление с заявлением о нарушении ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» антимонопольного законодательства.

В решении от 18.10.2007 № 1025-1 антимонопольный орган указал, что своими действиями по уклонению от подписания соглашения об информационном обмене ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» препятствует выходу ОАО «Черкесские городские электрические сети» на оптовый рынок электрической энергии с функциями полноправного субъекта этого рынка. ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» признано нарушившим подпункт 9 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», заявителю выдано предписание от 18.10.2007 № 19, обязывающее в срок до 26.10.2007 подписать в установленном порядке соглашение об информационном обмене.

Полагая, что решение и предписание управления являются недействительными,  заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон) субъекты оптового рынка - это юридические лица, получившие в установленном Законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке.

Статьей 32 Закона установлено, что на оптовом рынке действует организованная система договоров между его субъектами, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке и условия продажи электрической энергии и оказания услуг.

Получение юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка предполагает вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (статья 35 Закона, пункт 17 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643). При этом доступ к торговой системе обусловлен выполнением субъектами оптового рынка (в том числе сбытовыми организациями) обязательных требований, без соблюдения которых невозможно их участие в секторе свободной торговли. Невыполнение таких требований участником влечет невозможность исполнения им договоров купли-продажи, заключенных с покупателями электроэнергии (пункты 4, 16 - 19 Правил оптового рынка).

Согласно пункту 2.2 Регламента допуска к торговой системе оптового рынка (приложение № 1 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, утверждено решением наблюдательного совета некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы» от 14.06.2006 № 96) участник оптового рынка, намеренный осуществлять сделки купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в частности, обязан представить в НП «АТС» оригиналы либо надлежаще заверенные копии соглашений об информационном обмене, заключенных со смежными участниками оптового рынка.

В силу пункта 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (приложение №11 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) смежные участники оптового рынка электроэнергии обязаны согласовать соглашение об информационном обмене в течение 30 календарных дней с даты его получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленного соглашения об информационном обмене требованиям Регламента.

Судами установлено, что общество и ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» являются смежными гарантирующим поставщиками. Соглашение об информационном обмене, направленное ОАО «Черкесские городские электрические сети» заявителю 29.05.2007 в срок, установленный пунктом 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности, ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» не подписало, о причинах неподписания не сообщило. Бездействие заявителя судебные инстанции правомерно расценили как уклонение ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» от заключения соглашения об информационном обмене.

Статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, запрещаются действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, создающие препятствия доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9 части 1 статьи 10 Закона).

Неподписание заявителем соглашения об информационном обмене с обществом препятствует выходу последнего на оптовый рынок с правом самостоятельного заключения договоров купли-продажи электроэнергии. Установив данное обстоятельство, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.

Довод ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» о том, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» как сетевая организация должно быть включено в состав согласующих сторон, отклоняется как не обоснованный ссылкой на конкретные нормативные акты. Кроме того, при подписании спорного соглашения заявитель не лишен возможности предварительного согласования перечня средств измерений общества, включенных в соглашение, с сетевой организацией. Доводы ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» о том, что оно не является сетевой организацией и не имеет на балансе линий электропередач, измерительных приборов и трансформаторных подстанций, поэтому не обязано подписывать соглашение об информационном обмене, противоречат пункту 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности.

Нормы права при разрешении спора суды применили правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для  отмены или изменения обжалуемых решения и постановления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу № А25-1338/2007-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка