Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 17 октября 1994 года N 4-ОЗ

О референдуме

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 апреля 2006 года на основании
Закона Свердловской области от 17 апреля 2006 года N 20-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Действие настоящего Закона приостановлено до приведения его в соответствие с федеральным законодательством - Закон Свердловской области от 12 октября 2004 года N 133-ОЗ.
____________________________________________________________________



                                                                                            ПРИНЯТ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ N 56 ОТ 30.09.94



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума

Референдум Свердловской области - народное голосование по  наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни области. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Свердловской области.

На референдум Свердловской области не могут выноситься вопросы,  относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации и местного самоуправления, а также о налогах, кроме вновь вводимых, бюджете, финансах. Референдум Свердловской области по вопросам изменения границ местного самоуправления и административнотерриториальных единиц проводится в границах территорий, которые затрагивают данные изменения.

Местный референдум Свердловской области - народное голосование  по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Вынесение вопросов, не относящихся к местному самоуправлению, на местный референдум не допускается. Местный референдум не проводится в поселениях, где возможно проведение схода населения.

Статья 2.  Право  граждан на участие в референдуме

В референдуме имеют право участвовать граждане Российской  Федерации, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории Свердловской области. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории, на которой осуществляется местное самоуправление. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на  участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических или иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума

Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.  Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за  волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту  своего постоянного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 4.  Законодательство  о референдуме и контроль за его
соблюдением

Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются  настоящим законом.

В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о  референдуме имеют право участвовать представители средств массовой информации, политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений, собраний граждан, численностью не менее пятидесяти человек.

Статья 5. Агитация по поводу референдума

На территории Свердловской области гражданам, политическим  партиям, профсоюзам и иным общественным организациям гарантируется право беспрепятственной агитации за и против предложений референдума, за и против проектов закона или решения, выносимых на референдум.      В день голосования агитация запрещена.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

Деятельность всех органов, участвующих в организации и  проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или  иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и  проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии референдума своевременно информируют население о своем  составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

На заседаниях областной, местной, районных (городских) и  участковых комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать наблюдатели от политических партий, профсоюзов и иных общественных организаций и массовых движений, собраний граждан численностью не менее пятидесяти человек, а также средств массовой информации. Наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания, направивших их организаций, или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 7. Материальное обеспечение референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума  Свердловской области, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств областного бюджета. Местные референдумы проводятся за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Государственные и муниципальные предприятия, учреждения и  организации предоставляют бесплатно в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования у негосударственных организаций оплачивается комиссиями референдума.

Инициативные группы и избирательные объединения вправе создавать  собственные фонды для финансирования агитации за и против предложений референдума, за и против проектов закона или решения, выносимых на референдум.

Такие фонды могут формироваться из:

- собственных средств членов инициативных групп и избирательных  объединений;

- средств, выделенных избирательными объединениями;

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Допускается использование для агитации только денежных средств,  перечисленных в указанные фонды.

Не допускается включение в указанные фонды средств иностранных  государств, граждан и организаций, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, а также государственных организаций, учреждений и предприятий.

Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших  в фонд избирательного объединения или инициативной группы, устанавливается федеральным Законом.

Законом (нормативно-правовым актом) Свердловской области могут  устанавливаться предельные размеры фондов, добровольных пожертвований в указанные фонды от физических и юридических лиц.

Инициативные группы, избирательные объединения, создавшие  указанные фонды, представляют областной или местной комиссии референдума отчеты об образовании и использовании этих фондов в установленные комиссией сроки.

Областная или местные комиссии референдума обязаны периодически  публиковать размеры и источники образования указанных фондов.

Все денежные средства, образующие указанный фонд, перечисляются  на специальный счет в банке, который открывается с разрешения областной или местной комиссии референдума. Порядок открытия и ведения указанных счетов устанавливается региональной избирательной комиссией Свердловской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области.

Право распоряжения средствами указанных фондов принадлежит  создавшим их инициативным группам и избирательным объединениям. Остатки денежных средств на счетах в течение десяти дней со дня референдума либо со дня прекращения сбора подписей по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Закона, возвращаются на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования.

ГЛАВА 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 8. Назначение референдума

Право назначения референдума в Свердловской области принадлежит  Свердловской областной Думе и соответствующим органам местного самоуправления.

Закон о проведении референдума принимается Свердловской  областной Думой по собственной инициативе или по предложению руководителя исполнительного органа государственной власти Свердловской области, если за него проголосовали более двух третей от установленного числа депутатов.

Местный референдум назначается представительным органом местного  самоуправления по предложению главы местного самоуправления.

Свердловская областная Дума обязана назначить дату проведения  референдума Свердловской области по предложению не менее ста тысяч граждан, имеющих право на участие в референдуме Свердловской области. В этом случае закон о дате проведения референдума принимается большинством от установленной численности депутатов областной Думы. Глава местного самоуправления обязан назначить местный референдум по предложению не менее пяти процентов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

Статья 9. Реализация права предложения референдума

Право инициативы в сборе подписей под предложением о проведении  референдума принадлежит каждому гражданину, группе граждан, имеющим право на участие в референдуме,либо избирательному объединению. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы  референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованием настоящего закона.

Статья 10. Образование инициативной группы референдума

Для решения вопроса о необходимости предложения референдума  проводятся собрания граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за десять  дней уведомить региональную избирательную комиссию Свердловской области о месте и времени проведения собрания.

Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее  пятидесяти граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Перед собранием проводится регистрация его участников, собрание  избирает председателя и секретаря, обсуждает необходимость проведения референдума, а также текст проекта решения, предлагаемого на референдуме.

В случае принятия решения о необходимости предложить референдум  и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее десяти человек и поручает ей организацию сбора подписей.

Инициативные группы референдума в составе не менее десяти  человек могут также создаваться избирательными объединениями, которыми по настоящему закону признаются соответствующие отделения федеральных общественных объединений, областные общественные объединения,уставы которых предусматривают участие в выборах и зарегистрированы в органах юстиции, и их избирательные блоки.

Формирование инициативных групп референдума проводится на общих  собраниях, конференциях соответствующих отделений федеральных или областных организаций политических партий, профессиональных союзов или иных общественных объединений, либо на заседаниях, пленумах иных руководящих органов соответствующих организаций в соответствии с их уставом (положением).

Формирование инициативных групп референдума от избирательного  блока проводится на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут входить в другие избирательные блоки или выступать в качестве других самостоятельных объединений. Блоки избирательных объединений подлежат регистрации в региональной избирательной комиссии Свердловской области.

Статья 11. Регистрация инициативной группы

Протокол собрания с данными о регистрации его участников и  списком избранной инициативной группы представляется для регистрации инициативной группы в региональную избирательную комиссию Свердловской области. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум.

Решение региональной избирательной комиссии Свердловской области  о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения ею протокола собрания и соответствующих приложений к нему.

Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если  собрание было проведено с соблюдением требований настоящего закона.

Региональная избирательная комиссия Свердловской области после  проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются в течение трех дней с момента вынесения ими решения о регистрации инициативной группы.

Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными  лицами в Свердловском областном суде.

Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому  референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается присвоение одной инициативной группе наименования координационной инициативной группы референдума.

Статья 12.  Порядок  и  сроки  сбора  подписей инициативными
группами референдума

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная  группа референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей под предложением референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не  должен превышать двух месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано  необходимого количества подписей, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года.

Статья 13. Подписной лист референдума

Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении  референдума (подписные листы) изготавливаются по форме, утвержденной региональной избирательной комиссией Свердловской области и должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.

Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума,  подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из  членов инициативной группы, собиравшим подписи с указанием их фамилий, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Статья 14. Рассмотрение предложений референдума

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет  итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

Подписные листы и итоговый протокол сдаются по акту в  региональную избирательную комиссию Свердловской области.

При обнаружении в подписных листах инициативной группы  референдума более трех процентов фальсифицированных подписей региональная избирательная комиссия Свердловской области отказывает этой инициативной группе референдума в регистрации всех собранных ею подписей.

Решение региональной избирательной комиссии Свердловской области  о наличии либо отсутствии основания для назначения референдума принимается в течение десяти дней со дня получения подписных листов и итогового протокола.

Решение региональной избирательной комиссии, подписные листы и  итоговый протокол в течение трех дней передаются в случае предложения областного референдума в Свердловскую областную Думу, либо в случае предложения местного референдума - соответствующему главе местного самоуправления.

Решение региональной избирательной комиссии может быть  обжаловано в соответствующем суде в течение десяти дней со дня вынесения.

Свердловская областная Дума либо глава местного самоуправления  обязаны назначить референдум в течение десяти дней со дня получения решения региональной избирательной комиссии Свердловской области.

Подписные листы и итоговый протокол хранятся в Свердловской  областной Думе либо главой местного самоуправления в течение двух месяцев после опубликования решения референдума.

Отказ назначить референдум по основаниям, не предусмотренным  настоящим законом, не допускается.

Статья 15. Образование комиссий референдума

Не позднее семи дней с момента назначения референдума  Свердловской областной Думой на региональную избирательную комиссию Свердловской области возлагаются функции и полномочия областной комиссии референдума, и не позднее чем за пятьдесят пять дней до дня референдума по представлению органов местного самоуправления она образует районные (городские) комиссии референдума.

Региональная избирательная комиссия Свердловской области по  представлению главы местного самоуправления образует местную комиссию референдума в течение семи дней со дня назначения местного референдума. Функции местной комиссии референдума могут возлагаться решением региональной избирательной комиссии Свердловской области на избирательную комиссию по выборам органов местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»