ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2004 года Дело N А56-29313/03


[Кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение, поскольку при вынесении решения и постановления судом не исследованы документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения обществом налоговой ставки 0% по НДС в заявленной сумме]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Пастуховой М.В., судей: Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании: от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга главного специалиста - Смирновой Е.Е. (доверенность от 21.04.2004 N 1405/8695), рассмотрев 25.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 21.10.2003 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 (судьи: Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29313/03, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Евромикс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 01.07.2003 N 3070211, требования об уплате налога от 21.08.2003 N 3070211 и решения налогового органа о приостановлении операций по счетам Общества в банке от 25.08.2003 N 07-06/18758.

Решением суда от 21.10.2003 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представители Общества, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2002 года, в соответствии с которой возмещению из бюджета подлежало 1948857 руб. налога, а также документы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Инспекция в уведомлении от 25.04.2003 сообщила налогоплательщику о решении возместить ему 584091 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2002 года и отказать в возмещении 1364766 руб. налога в связи с неподтверждением уплаты в бюджет сумм налога поставщиками экспортируемых товаров.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость за период с 01.12.2002 по 31.12.2002, о чем составлен акт от 11.06.2003 N 3070211.

По результатам проверки принято решение от 01.07.2003 N 3070211 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и восстановлении в бюджете 1948857 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2002 года. В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что в нарушение подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ счета-фактуры оформлены неправильно, поскольку в них не указан адрес Общества. Кроме того, представленные заявителем накладные не являются товарно-транспортными накладными и не свидетельствуют о вывозе Обществом товара с территории поставщиков. Налоговый орган ссылается также на неподтверждение уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками Общества, в связи с чем в бюджете отсутствует источник для возмещения налога.

Требованием от 21.08.2003 N 3070211 об уплате налога Обществу предложено уплатить 584091 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость. В связи с неисполнением указанного требования в установленный в нем срок Инспекция приняла решение о приостановлении операций по счету Общества в банке.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с подпунктом 6 статьи 166 НК РФ и уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику.

Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, определены статьей 176 НК РФ.

Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 Кодекса, а также соблюсти условия, предусмотренные статьями 169, 171-173 и статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Неправомерен довод налогового органа об отсутствии в бюджете источника для возмещения налога на добавленную стоимость, поскольку нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 Кодекса документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками. В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этими налогоплательщиками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришли к выводу о том, что налогоплательщиком представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ.

Однако при вынесении решения и постановления судом не исследованы документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, и это не отражено в судебных актах. То есть судом не установлены фактические обстоятельства дела. Документы, необходимые для подтверждения правомерности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2002 года в заявленной сумме, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд неправомерно признал факт соблюдения Обществом требований пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Кроме того, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что отсутствие товарно-транспортных накладных не подтверждает отсутствие факта реализации товара поставщиками, сославшись на наличие счетов-фактур, товарных накладных, документов об оплате. Указанные документы отсутствуют в материалах дела, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствует возможность проверить соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Суд, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из того, что счета-фактуры составлены в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Вместе с тем, спорные счета-фактуры в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, следует признать, что апелляционная инстанция сделала выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Суд кассационной инстанции не имеет возможности на основании представленных по делу доказательств проверить соответствие выводов суда апелляционной инстанции имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В связи с этим кассационная инстанция считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции, принятые с нарушением норм процессуального права, следует отменить в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду следует обязать лиц, участвующих в деле, представить документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, установить фактические обстоятельства по делу, проверить у налогоплательщика право на налоговые вычеты и на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств принять решение по существу спора с учетом положений статей 165 и 169 НК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29313/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
М.В.Пастухова

Судьи:
А.В.Асмыкович
Л.И.Корабухина

Текст документа сверен по:

рассылка