ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2004 года Дело N А56-1214/04


[Дело о признании недействительным решения ИМНС о доначислении НДС комитету МО по эпизоду не включения комитетом в базу, облагаемую НДС, стоимости услуг, предоставленных объектам социально-культурной сферы, по которым не было получено оплаты, направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал вопрос о том, предусмотрена ли выплата комитету дотаций за счет средств местного или иного бюджета]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Клириковой Т.В., судей: Морозовой Н.А., Троицкой Н.В., при участии: от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - Маховой Е.В. (доверенность от 28.09.2004 N 33428); от Комитета жилищно-коммунального хозяйства МО "Волховский район" - Коротиной И.Н. (доверенность от 27.04.2004), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 14.04.2004 (судья Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 (судьи: Шульга Л.А., Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1214/04, установил:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства МО "Волховский район" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.11.2003 N 431.

Решением суда от 14.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2004, заявленные требования удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения Комитетом налогового законодательства, о чем составлен акт от 10.11.2003. По результатам проверки вынесено решение от 28.11.2003 N 431 о доначислении Комитету 85725 рублей 34 копеек налога на добавленную стоимость за август 2003 года.

В ходе проверки установлено, что Комитет не включал в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, стоимость услуг, предоставленных объектам социально-культурной сферы (теплоснабжение, холодное водоснабжение канализационно-очистные услуги, техническое обслуживание и содержание), по которым не было получено оплаты.

Налоговая инспекция полагает, что в данном случае имеет место безвозмездное оказание услуг, которое является объектом налогообложения.

Из Положения о Комитете видно, что Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру органов местного самоуправления и осуществляет управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Финансовые средства Комитета образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности Комитета и других доходов.

В соответствии с решением Собрания представителей МО "Волховский район" от 27.11.2002 N 51 муниципальным учреждениям социально-культурной сферы, финансируемым из бюджета МО "Волховский район", предоставлена 100% льгота по оплате коммунальных услуг.

Из письма Управления комитета финансов Ленинградской области по Волховскому району от 23.03.2004 N 150 видно, что возмещение расходов по предоставленной льготе не производилось.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, в данном случае действительно имеется объект обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако нормами статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которой при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Как видно из текста указанного пункта, в нем предусмотрены два случая, когда налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации:

- при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен;

- при реализации товаров с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.

Налоговая инспекция указывает, что в данном случае не имеют места льготы, предоставляемые отдельным потребителям федеральным законодательством.

Однако ни налоговой инспекцией, ни судом не учтен первый из указанных случаев.

Пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги). В рамках регулирования цен и тарифов органами местного самоуправления установлены льготы.

Таким образом, при реализации услуг Комитет применяет государственные регулируемые цены, в том числе Комитет обязан применять установленные в рамках определения этих цен льготы.

Из пояснений представителя Комитета, данных в судебном заседании кассационной инстанции, следует, что услуги предоставляются объектам социально-культурной сферы не безвозмездно, поскольку предусмотрено получение Комитетом дотации из местного бюджета.

Суды первой и апелляционной инстанций не проверяли доводы Комитета о получении им дотаций за счет средств местного бюджета, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует исследовать вопрос о том, предусмотрена ли выплата Комитету дотаций за счет средств местного или иного бюджета.

В случае, если такие дотации предусмотрены, следует применить положение пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 14.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1214/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
Т.В.Клирикова

Судьи:
Н.А.Морозова
Н.В.Троицкая

Текст документа сверен по:

рассылка