ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2004 года Дело N А13-1675/04-20


[Кассационная инстанция отменила решение суда, а дело о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления льготы по оплате сжиженного газа отдельным категориям граждан, направила на новое рассмотрение, поскольку, установив факт неполного возмещения истцу расходов, понесенных в результате предоставления сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения льгот по оплате газа, не учел, что правовое положение, в том числе и социальные льготы этим сотрудникам, предусмотрены не Законом "О статусе военнослужащих", а Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., рассмотрев 07.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.04.2004 по делу N А13-1675/04-20 (судья Романова А.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Вологдаоблгаз" (далее - ОАО "Вологдаоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 6063 руб. 30 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления 50-процентной льготы по оплате сжиженного газа отдельным категориям граждан, проживающим на территории Устюженского района, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "О милиции" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93 N 4991-1 "Об утверждении положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" за период с 1 января по 30 июня 2002 года.

Определением от 01.03.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансовое управление Устюженского муниципального района.

До принятия судом решения по делу истец уточнил предмет иска и просил взыскать сумму иска как убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Решением от 30.04.2004 исковые требования удовлетворены полностью путем взыскания 6063 руб. 30 коп. с Департамента финансов за счет казны Вологодской области.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Департамент финансов просит обжалуемый судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований за счет Департамента финансов отказать.

По мнению подателя жалобы, суд неправомерно руководствовался Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поскольку учреждение ОЕ 256/20, сотрудникам которого была предоставлена спорная льгота, является учреждением уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Предоставление 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг указанным сотрудникам предусмотрено Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, финансирование уголовно-исполнительной системы должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, ОАО "Вологдаоблгаз" с 1 января по 30 июня 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "О милиции", постановлением Верховного Совета Российской Федерации 20.05.93 N 4991-1 "Об утверждении положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50 процентов, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории Устюженского муниципального района. В связи с возникновением у истца убытков в заявленном размере ОАО "Вологдаоблгаз" обратилось в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что право военнослужащих и совместно с ними проживающих членов их семей на 50-процентную льготу при оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено действовавшей в спорный период статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по жилищному фонду (кроме государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем суд, установив факт неполного возмещения истцу расходов, понесенных в результате предоставления сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения ОЕ 256/20 льгот по оплате газа, не учел, что правовое положение, в том числе и социальные льготы этим сотрудникам, предусмотрены не Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1, Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 54 вышеуказанного Положения и часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции"* предусматривает 50-процентную скидку сотрудникам внутренних дел и членам их семей по оплате всех коммунальных услуг независимо от принадлежности жилых помещений, которая наряду с другими установленными указанной нормой закона льготами компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "часть 3 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" - см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.05 N А13-1675/04-20. Примечание "КОДЕКС".

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В связи с указанными нормативно-правовыми актами суду следует дать оценку доводам подателя жалобы о том, что в 2002 году расходы на предоставление льгот и компенсаций сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции предусмотрены отдельной строкой в приложении N 6 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

Кроме того, кассационная инстанция считает неправомерной ссылку суда на статьи 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации как на основание для взыскания убытков с ответчика, поскольку правоотношения, касающиеся организации, предоставляющей льготные услуги гражданам, и государственных органов, производящих выплаты в возмещение расходов по предоставлению таких услуг, являются публичными и нормы гражданского законодательства к ним не применимы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.04.2004 по делу N А13-1675/04-20 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

     Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
С.В.Афанасьев
О.Г.Соснина

Текст документа сверен по:

рассылка