АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2004 года Дело N А56-24024/03


[Поскольку реализация транспортных средств произошла в результате незаконных виновных действий таможенного органа и по заниженной стоимости, суд удовлетворил заявленные
требования о взыскании с ГТК РФ материального ущерба, причиненного заявителю
в результате реализации его имущества по цене ниже фактической]

___________________________________________________________________

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 августа 2004 года данное решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 года постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 августа 2004 года и данное  решение  отменены. Дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции

___________________________________________________________________

Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению компании "Sud Leasing GmbH" к: 1) Государственному таможенному комитету РФ; 2) Санкт-Петербургской таможне, о взыскании убытков в размере 2199000 руб., установил:

Компания "Sud Leasing GmbH" обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ГТК РФ материального ущерба, причиненного заявителю в результате реализации его имущества по цене ниже фактической, - 2199000 руб.

В качестве соответчика к участию в деле привлечена Санкт-Петербургская таможня.

Ответчики представили свои возражения.

В судебном заседании по ходатайству ответчика в соответствии со ст.56 АПК РФ был опрошен свидетель Корин А.В. - эксперт Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, который пояснил, что определенная им стоимость автомобиля с полуприцепом в 600000 руб. была определена с учетом обстоятельств дела (транспортное средство в Российскую Федерацию не ввозилось, не проходило растаможивание), а следовательно, возврат средств по рыночной цене эксперт считает неверным.

Выслушав представителей сторон и оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, арбитражный суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

21 июля 1999 года Санкт-Петербургской таможней в отношении литовской транспортной компании ЗАО "TRANSMITTO", Литовская Республика, Вильнюсский район, Неменчине, ул.Прамонес, 1/108, было заведено дело N 03900-2665/99 о нарушении таможенных правил по квалифицирующим признакам ст.254 ч.1 ТК РФ.

В ходе производства по делу, в качестве средства для обеспечения уплаты штрафа, были изъяты транспортные средства: а/м IVEKO МР440Е42ТР и полуприцеп ROLFO S3363, которые использовались фирмой по договору лизинга N 557 137 с заявителем (собственником).

9 декабря 1999 года постановлением по делу о НТП на фирму "TRANSMITTO" наложено взыскание в виде штрафа в размере 817039 руб., в связи с чем изъятые транспортные средства были обращены в доход федерального бюджета.

22 декабря 1999 года фирма "TRANSMITTO" подала жалобу на постановление таможни от 09.12.99 в СЗТУ РФ и 13 марта 2000 года оно было отменено как вынесенное с явным нарушением закона, а дело направлено на дополнительное расследование.

Ответчик фактически при вынесении по делу о НТП постановления от 18.05.2000 признал незаконность обращения транспортных средств в доход федерального бюджета в счет уплаты штрафных санкций, но учитывая то, что изъятые транспортные средства уже были обращены в доход федерального бюджета и возвращены быть не могут, таможней принято решение о возврате фирме 600000 руб. Именно в такую сумму оценила по поручению таможни транспортные средства Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата.

В материалах дела имеется также экспертное заключение Смоленской торгово-промышленной палаты от 06.10.2000, по которому стоимость автомобиля с полуприцепом составила 2298115 руб.

Для установления точной, объективной рыночной цены реализованных транспортных средств, по соглашению с Санкт-Петербургской таможней и по назначению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по делу N А56-40272/02), была проведена независимая экспертиза Московской торгово-промышленной палатой, которая определила, что свободная рыночная стоимость транспортных средств на день оценки представителем Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты составила 2660350 руб. (экспертное заключение N 1059.021.12.20/03-03).

Также Санкт-Петербургская таможня не перечислила 138650 руб. из суммы 600000 руб. за реализованные транспортные средства.

Таким образом, Санкт-Петербургской таможней причинен компании "Sud Leasing GmbH" (Германия) вред на сумму 2199000 руб.

В соответствии со ст.455 ТК РФ таможенные органы Российской Федерации несут ответственность за убытки и вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей (в ныне действующем Таможенном кодексе РФ ст.413).

Убытки или вред возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

В материалах дела имеются доказательства того, что реализованные транспортные средства принадлежали на праве собственности компании "Sud Leasing GmbH". Утверждения ответчика о том, что заявитель продолжает получать лизинговые платежи за указанные транспортные средства до настоящего времени, носят предположительный характер. Договор лизинга N 557 137 от 03.12.98 был заключен на 15 автомобилей и 15 полуприцепов, платежи поступали общей суммой, разграничить их невозможно.

Заявитель указывает, что платежи за реализованные таможней транспортные средства фирма "TRANSMITTO" не перечисляла.

Арбитражный суд считает: реализация транспортных средств ниже их фактической стоимости свидетельствует о том, что заявитель, являющийся их собственником, понес убытки в виде разницы между фактической стоимостью транспортных средств и суммой, полученной от их реализации, что составило 2199000 руб.

Арбитражный суд считает установленной причинно-следственную связь между действиями Санкт-Петербургской таможни (реализация имущества ниже фактической стоимости) и наступившими последствиями для собственника - компании "Sud Leasing GmbH", не получившей ту сумму от реализации транспортных средств, на которую собственник рассчитывал при заключении договора лизинга.

В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц, в суде (арбитражном суде) от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. При этом выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.

Следовательно, в качестве надлежащего ответчика по искам о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов и их должностных лиц, должен выступать ГТК РФ, являющийся в соответствии с бюджетным законодательством главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых таможенным органам.

При удовлетворении иска потерпевшего арбитражный суд принимает решение о взыскании сумм компенсации убытков с ГТК РФ за счет средств федерального бюджета. Безакцептное списание взысканной суммы осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 286 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Названные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По бюджетным правоотношениям, возникшим до введения в действие Бюджетного кодекса РФ, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (статья 8 Федерального закона от 09.07.99 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Поскольку статья 239 Бюджетного кодекса РФ связывает возникновение бюджетных правоотношений по взысканию бюджетных средств с принятием соответствующего судебного акта, вышеуказанные нормы Бюджетного кодекса РФ подлежат применению при вынесении судом решения (постановления) о возмещении убытков после 01.01.2000.

Согласно статье 8 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации и таможенные посты Российской Федерации. Таким образом, таможенные органы Российской Федерации представляют единую систему государственных органов, состоящих из отдельных подразделений (в ныне действующем ТК РФ ст.ст.401, 402).

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1) Взыскать с Государственного таможенного комитета РФ за счет казны РФ в пользу компании "Sud Leasing GmbH" убытки в размере 2199000 руб., возникшие вследствие реализации принадлежащих компании транспортных средств Санкт-Петербургской таможней ниже их фактической стоимости.

Выдать исполнительный лист.

2) В удовлетворении требований к Санкт-Петербургской таможне отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
...

Текст документа сверен по:

рассылка