ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2005 года Дело N А52/2679/2004/2


[Кассационная инстанция отменила решение суда и признала недействительным решение ИМНС о привлечении администрации
к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ по эпизоду уменьшения налогооблагаемой базы по ЕСН на сумму выплат на санаторно-курортное лечение муниципального служащего, указав, что поскольку выплаты на санаторно-курортное лечение муниципального служащего установлены законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии
с положениями статьи 15 Закона "Об основах муниципальной службы в РФ", то данные выплаты являются
компенсацией, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ и не подлежат налогообложению
единым социальным налогом]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей: Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии: от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 28.12.2004 N 8762), от администрации Красногородского района Псковской области Михайловой М.А. (доверенность от 31.12.2004 N 1882), Егоровой Т.Б. (доверенность от 31.12.2004 N 1883), рассмотрев 11.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Красногородского района Псковской области на решение от 30.07.2004 (судья Радионова И.М.) и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2004 (судьи: Манясева Г.И., Орлов В.А., Героева Н.В.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/2679/2004/2, установил:

Администрация Красногородского района Псковской области (далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Псковской области (далее -инспекция) от 27.04.2004 N 05-42/01-78/149.

Решением суда от 30.07.2004 в удовлетворении требований администрации отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2004 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, доначисление единого социального налога (далее - ЕСН) на сумму выплат на санаторно-курортное лечение является неправомерным, поскольку данная выплата не может рассматриваться как объект налогообложения.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебном заседании представители администрации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель инспекции против удовлетворения кассационной жалобы возражал.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной администрацией декларации по ЕСН за 2003 год. В ходе проверки инспекцией установлено, что администрацией в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в представленной налоговой декларации уменьшена налогооблагаемая база на сумму выплат на санаторно-курортное лечение, что привело к занижению ЕСН в сумме 170434 руб. Инспекцией по факту данного нарушения налогоплательщику направлено сообщение.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекция приняла решение от 27.04.2004 N 05-42/01-78/149, на основании которого администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы ЕСН за 2003 год, что составило 12134 руб. 90 коп. Администрации предложено уплатить 60674 руб. 50 коп. ЕСН, а также 370 руб. 72 коп. пеней.

С решением налогового органа заявитель не согласился, мотивируя тем, что налогооблагаемая база по ЕСН уменьшена на сумму выплат на санаторно-курортное лечение в силу статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), статьи 24, пункта 4 статьи 28 Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-оз* "О муниципальной службе в Псковской области" (в редакции от 24.07.2000) (далее - Закон Псковской области N 1-оз) и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, которые являются компенсационными, связанными с возмещением иных расходов, направленных на компенсацию расходов по поддержке состояния здоровья работников.

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "N 1-ОЗ" - см. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.05 N А52/2679/2004/2. Примечание "КОДЕКС".

Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод о том, что денежная компенсация на санаторно-курортное лечение муниципального служащего не относится к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством, и в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ они подлежат налогообложению.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.

Согласно статье 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В силу статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 НК РФ, за налоговый период в пользу физических лиц.

Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению у физических лиц, в который включены и компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 Закона Псковской области N 1-оз* муниципальному служащему гарантируется денежное содержание и иные выплаты.

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "N 1-ОЗ" - см. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.05 N А52/2679/2004/2. Примечание "КОДЕКС".

В статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано на то, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 названного Закона лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Правовая регламентация муниципальной службы, в том числе требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

В статье 15 Закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" перечислены гарантии для муниципального служащего. Пунктом 3 названной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Подпунктом 4 статьи 28 Закона Псковской области N 1-оз*, предусмотрено право муниципального служащего на ежегодное получение денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 50% стоимости путевки в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории области. Порядок выплаты муниципальным служащим денежной компенсации на санаторно-курортное лечение определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "N 1-ОЗ" - см. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.05 N А52/2679/2004/2. Примечание "КОДЕКС".

Из приведенных норм следует, что выплаты на санаторно-курортное лечение муниципального служащего установлены законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями федерального законодательства и являются компенсацией, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ.

Названные выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются составной частью заработной платы муниципального служащего. Ее размер установлен исходя из средней стоимости дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. Таким образом ежегодные выплаты предусмотрены для компенсации расходов по санаторно-курортному лечению. Выплаты носят целевой характер на поддержание здоровья муниципальных служащих.

Ссылка суда на отсутствие предельных норм сумм компенсационных выплат необоснованна, поскольку подпунктом 4 статьи 28 Закона Псковской области N 1-оз*, установлено право на ежегодное получение денежной компенсации муниципальным служащим компенсации на санаторно-курортное лечение в размере не более 50% стоимости путевки.

________________

* Ошибка оригинала. Следует читать: "N 1-ОЗ" - см. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.05 N А52/2679/2004/2. Примечание "КОДЕКС".

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными, судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрации Красногородского района Псковской области следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1500 рублей.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 30.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/2679/2004/2 отменить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Псковской области от 27.04.2004 N 05-42/01-78/149, как несоответствующее законодательству и нарушающее права и законные интересы налогоплательщика.

Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Псковской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Красногородского района Псковской области.

Выдать администрации Красногородского района Псковской области справку на возврат из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.

     Председательствующий
Л.В.Блинова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.Н.Малышева

Текст документа сверен по:

рассылка